Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД , находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены .
17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск , перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры .
7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый », 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба) , участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219 . 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу .
С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный» .
Служба после 1991 года
25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман - адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо» .
16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику . В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке .
С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне . В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры . 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат . Списан в 2007 году.
В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ .
В мае 2019 года на стоящем в Североморске эсминце произошёл пожар.
Вооружение
Однотипные корабли
История создания
Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев. Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов , вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.
Постройка
На строительство кораблей нового проекта 7 , к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР. «Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.
Модернизации и переоборудования
К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning. Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны. Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».
История службы
- Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
- Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота .
- Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
- 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
- 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
- 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
- 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
- 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
- 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
- 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
- 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
- Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
- 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
- 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
- Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои .
- 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм , получает повреждения корпуса и теряет конвой . Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
- 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
- 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
- 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов . В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки . «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
- 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
- 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
- 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh . Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
- 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
- 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.
«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.
- 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм . Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
- 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас , 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
- 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.
Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане - «Гремящий». 1942 год.
- 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
- 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
- 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
- 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.
Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.
- 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» .
- 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
- Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
- 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
- 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
- Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев . 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
- Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
- 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
- 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
- 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
- 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
- 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
- 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
- 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.
Общий боевой итог
- 1418 суток боевой службы
- 90 выполненных боевых заданий
- пройдено 59 850
Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.
Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)
7.
"
Боевой
"
Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).
"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино,
02.07.2011
(фото от
пытливый808
с
forums
.
airbase
.
ru
)
По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).
8. " Гремящий " (б/н 404 )
Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.
28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).
Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск,
10.07.2014
(фрагмент фото
Кай-8
с fotki.yandex.ru,
3250
пикс.)
9. " Гремящий " (б/н 406 )
Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .
По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).
Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).
10. " Расторопный "
Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.
"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт,
16.09.2014
(фото Алексея Акентьева
vs
kuleshovoleg
,
2560
пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении
В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).
По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).
Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).
Другие фото:
В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.
Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?
Эсминец - вспомогательный боевой корабль
Как корабль назовешь, так он и поплывет
Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.
Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.
После победы
В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.
Технические параметры эсминца «Гремящий»
Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.
Итог обзора
По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.
Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.
«Гремящий»
Вскоре после вступления в строй эсминец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и 8 ноября прибыл в Полярный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал транспорт, непосредственно в боевых действиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль прошел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии находился в хорошем техническом состоянии.
В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно перешел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые открыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход - правда, непродолжительный: он эскортировал транспорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины августа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенитчики добились попадания 45-мм снаряда в мотор вражеского бомбардировщика, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.
18 августа «Гремящий» прибыл в Мурманск, где ему усилили зенитное вооружение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну - на рострах позади дымовой трубы, другую - на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся атаке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 - 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дальномера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы пожарной и санитарной магистралей, оборвались антенны и разбились лампы радиоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.
Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтированный корабль в составе конвоя находился в море, когда поступило сообщение о торпедировании вражеской подлодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровождаемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбышев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.
С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воздушным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бомбардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полусотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще легко отделался. Плавбазе удалось благополучно дойти до Териберки.
В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два паравана - вероятно, задев ими грунт.
До конца года «Гремящий», базируясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вражеских позиций, занимался боевой подготовкой, дважды чистил котлы. Его наиболее примечательная боевая операция - обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 ноября совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Кения» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремящий», следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов. После открытия ответного огня вражескими береговыми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.
В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 - 28 января) сопровождался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главного холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вследствие гидравлического удара скопившегося в трубопроводе конденсата произошла авария паровой турбины высокого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не останавливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут - вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьезными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смялись ножи уплотнения диафрагмы, носового и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устранение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.
21 февраля эсминец в течение 3 часов обстреливал неприятельские позиции из губы Ара, израсходовав 121 снаряд главного калибра. А с марта основным занятием «Гремящего» стало сопровождение конвоев.
Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошного льда и в этот же день впервые атаковать вражескую подводную лодку (сброшено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP -9 эсминец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреждений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась трещина в котельном кожухе на 75-м шпангоуте, лопнула труба магистрали питьевой воды. Из-за сплошных снежных зарядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокрушительным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи очередного конвоя - на сей раз идущего из Англии PQ -13.
29 марта конвой подвергся атаке германских эсминцев, но очень плохая видимость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Сокрушительному» удалось сделать несколько залпов. К вечеру эсминцы оказались в сплошном поле льда.
На следующий день ветер усилился до 7-8 баллов. В 19.16 на Кильдинском плесе, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулившую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремился навстречу неприятелю и сбросил в районе погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент атаки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогнулись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U -585.
С 10 по 13 апреля «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP -10. 11 апреля в 14.15 транспорты были атакованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаряда с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фашистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.
Почти весь апрель «Гремящий» находился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подводные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокрушительным» вступили в охранение английского крейсера «Эдинбург», торпедированного германской субмариной U -456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась недостаточная дальность плавания!) заставила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремящий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ -15. В тот же день он атаковал немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.
7 мая «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 снарядов главного калибра.
С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремящий» прошел текущий ремонт, выполненный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавтоматические пушки заменили 37-мм автоматическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.
Несмотря на ремонтные работы, кораблю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же повредили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм снаряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обороны 130-мм пушки Б-13.
С конца июня «Гремящий» снова приступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Грозным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ -17, был атакован четырьмя бомбардировщиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» - 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гирокомпас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.
В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пулеметчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.
С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середины сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно открыли огонь по большой группе бомбардировщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сбросили на эсминец 12 бомб, но все они разорвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.
Но, пожалуй, наиболее успешно проявил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время конвоирования каравана PQ -18. 18 сентября в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить атаку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6-10 м). Наблюдатели с «Гремящего» - краснофлотцы Листенев и Лужков своевременно обнаружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя прекрасным зенитным оружием! Корабли эскорта открыли огонь из орудий всех калибров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW -200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 - «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт - сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.
Не пострадав во время боя, «Гремящий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреждений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архангельск, а через два дня ушел в Полярный. 14 октября под флагом командующего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный».
21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установленную), а также кормовой кранец с боезапасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября разыгрался 7-балльный шторм со сплошными снежными зарядами, к вечеру усилившийся еще больше. Крен «Гремящего» при качке достигал 52°. Затем начались неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в условиях жестокого шторма было очень непросто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
С ноября 1942 года «Гремящий» находился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чистил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Северной судостроительной верфи в Мурманске. 2 марта эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания - как говорилось в приказе, «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».
За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отражал воздушные атаки. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, - еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
В мае - июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным образом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.
Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.
В дальнейшем «Гремящий» использовался в основном для эскортирования союзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осуществленные в 1944 году. Вечером 9 октября эсминец вместе с «Громким» прибыли в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но после того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораблей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о повреждениях одного находившегося в порту дрифтербота и трех причалов.
Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный непрерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на капитальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.
Всего за годы войны самая знаменитая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и походах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 самолетов противника, потопила одну подводную лодку, обеспечивала переходы 63 конвоев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза), капитан-лейтенант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, временно исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).