Евгений евтушенко где сейчас живет. Великие женщины великого поэта: кого любил Евгений Евтушенко

Биография

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область) - русский советский поэт . Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.

Биография и очерк творчества

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
- Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

1950-1980-е годы - это время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд­жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко . Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

Самым «громким» лириком плеяды по праву счи­тается Евгений Евтушенко.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.
- Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 2013 году Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

« Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит. »

Гражданская позиция

В первый сборник стихов вошли такие строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. - По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…».

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978),
сыновья:
Александр и
Антон;
Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987,
сыновья:
Евгений и
Дмитрий.

Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Факты

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

Подробности Создано: 24.09.2017 20:49 Обновлено: 27.09.2017 12:47

Евгений Евтушенко - гениальный человек, который сделал значительный вклад в историю искусства. Его творческая карьера была очень насыщенной, ведь даже будучи уже в солидном возрасте он крутился как пчелка, продолжая творить и преподавать. В этой статье вы узнаете все об этом талантливом человеке.

Многие его не любили, некоторые презирали, но большинство боготворило. Он был многогранным человеком и творил в разных направлениях. У него осталось множество поклонников на этой земле и большое количество творческих работ.



Биография

Как утверждают источники, талантливый ребенок появился на свет 18 июля 1932 года в городе Зима, Иркутской области (расположен в юго-восточной части Сибирского федерального округа). По гороскопу Рак - скромный, доброжелательный, галантный и предупредительный мужчина.


Родители мальчика были творческими людьми. Папа Александр - был поэтом и геологом (у него были немецкие и прибалтийские корни, поэтому носил фамилию Гангнус). Мама Зинаида - величайшая актриса и геолог, которая оставила себе свою девичью фамилию.

В то тяжелое время, когда Женя был еще маленьким, происходили страшные вещи. Ведь за каждым своим шагом и поступком надо было тщательно следить, чтобы сделать все правильно, и не навредить себе, и своим близким. Материнское сердце чувствовало, что если дать ребенку фамилию отца может случиться беда. Поэтому она оставила ему свою фамилию Евтушенко, таким образом избежав множества проблем для мальчика в будущем.


В такой замечательной семье мальчик очень быстро развивался интеллектуально. Когда ему только исполнилось шесть лет, он уже мог достаточно хорошо читать и писать. Также очень много время мальчик проводил за чтением книг, а папа любил по вечерам декламировать ему стихи.

В 1944 году случилась неприятная ситуация в их семье. В это время они переехали жить в Москву и там папа нашел другую женщину, оставив их с мамой одних. Женя очень переживал развод, но отец не забывал о сыне до последних дней и регулярно занимался его воспитанием.



Из самого детства малыш находился в кругу известных творческих людей, ведь либо отец водил его на разные мероприятия, либо гости сами приходили к ним домой и устраивали литературные вечера.

Окончив школу поступил в Литературный институт им. Горького , но его оттуда быстро отчислили. Поговаривают, что Евгений не умел держать язык за зубами и слишком громко публично высказывался. На то время это было неприемлемо.



Творчество

Свое первое стихотворение он опубликовал в 17 лет в газете "Советский спорт" . А дальше его нельзя было остановить, ведь он бесконечно творил во всех направлениях. В 20 лет издал свой первый сборник - "Разведчики будущего" .

В общем Евгений Евтушенко был не только талантливым писателем, его творчество было многогранным. Он всюду пытался испробовать себя и у него это неплохо получалось.



В его коллекции можно насчитать свыше 60-и сборников стихов. Самые интересные: "Третий снег", "Яблоко", "Идут белые снеги...", "Граждане, послушайте меня", "Моё самое-самое" и прочее. Также он написал около 20-и поэм ("Бабий яр", "Братская ГЭС", "Мама и нейтронная бомба" и другие) и два романа ("Не умирай прежде смерти", "Ягодные места" ). Из под его пера вышли в свет также повести, публицистика, мемуары и антологии.

"Идут белые снеги..."

К его стихам была написана музыка разными композиторами и их услышали миллионы людей в исполнении известных певцов и певиц ("Все силы даже прилагая", "Заклинание", "Когда звонят колокола", "У моря" и другие).

"Со мною вот что происходит..."

Также работал и в кинематографии, как актер ("Застава Ильича", "Взлёт" и прочее), как режиссер ("Детский сад", "Похороны Сталина" ) и как сценарист ("Я - Куба", "Похороны Сталина" ).

Личная жизнь

Как утверждают источники, Евтушенко за всю свою жизнь был четыре раза в браке и только с последней женой обрел покой, душевное удовлетворение и семейное счастье.



Впервые женился в 22 года на молодой поэтессе Изабелле Ахмадулиной. Это была настоящая юношеская любовь: море цветов, поцелуи, бесконечные поездки на море и прогулки по столице. Казалось бы эта счастливая пара должна была прожить вместе до самой старости, но в один прекрасный момент их отношения разладились, и они расстались.

Поговаривают, что причиной этого стала внезапная беременность Беллы. Наверное для каждой супружеской пары это событие должно было стать настоящим праздником, но Евгений побоялся брать такую ответственность на себя и настоял на том, чтобы жена избавилась от ребенка. После этого, девушка осознала всю тяжесть своего поступка и не смогла простить мужу. Спустя некоторого времени он сделал несколько попыток вернуть их любовь, но все было безуспешно, Белла закрылась от него навсегда.

Евгений и Изабелла Ахмадулина фото



Второй раз он женился в 29 лет на Галине Сокол-Лукониной. У нее было очень тяжелое детство и проблемы со здоровьем. Но им удалось найти общий язык, чтобы начать совместную жизнь. Вскоре в этом браке появился ребенок - мальчик Петр . К сожалению маленькое чудо не сумело удержать семью.

Евгений несколько раз уходил, затем возвращался (поговаривают из-за того, что жена делала попытки самоубийства), но однажды ушел навсегда. Поговаривают, что сын Петр был художником и умер в 47 лет в психбольнице (последние годы страдал от душевной болезни).

Сын Петр


Третья жена была полной противоположностью двум предыдущим женам. Джен Батлер , ирландка по происхождению, была большой поклонницей творчества Евтушенко и безумно в него влюблена. Она владела боевыми искусствами, скакала на коне и умело водила большие машины. На ней он женился в 46 лет.

Они построили совместный дом на берегу Черного моря и у них появилось на свет двое малышей: Саша и Антон. Поговаривают, что последний мальчик имел какой-то врожденный недуг. Это событие подорвало их семейное счастья, Джен подала на развод и увезла детей в Англию. Со своими мальчиками Евгений общался всегда. На сегодняшний день известно, что сын Александр работает на телевидении.


Последней четвертой женой стала Мария Новикова . Женился на ней он уже в зрелом возрасте - 55 лет. Как утверждают источники, познакомились они банально: Мария подошла взять автограф у поэта на одном из его концертов.

Евтушенко и его четвертая жена Мария


Она сразу же понравилась артисту. Он отыскал ее и через некоторое время и сделал предложения руки и сердца. Несмотря на то, что женщина младше своего мужа на 30 лет, они счастливо прожили вместе столько же.



Мария подарила мужу двух сыновей - Евгения и Дмитрия. Как известно, эти дети на сегодняшний день живут и работают в Америке.

Четвертая жена и дети



Последние дни

Как утверждают источники, в 1991 году поэт вместе с семьей уехал в США (город Талс, штат Оклахома) на постоянное место жительства. Здесь он преподавал, часто выступал на сцене со своими стихами и рассказами на английском языке, а его жена Мария преподавала в местной школе русский язык. Хотя он и жил в Америке, о своей родине никогда не забывал и каждый год обязательно приезжал домой на свою дачу в подмосковный поселок Переделкино.



В последние годы он мужественно боролся со страшной болезнью - рак. Затем болезнь отступила и он дальше жил и творил. Но в один прекрасный момент она вернулась и ударила с новой силой.

Его госпитализировали в очень тяжелом состоянии в клинику в Талсе. Врачи до последнего боролись за его жизнь, но сердце поэта все таки не выдержало и остановилось навсегда. Ему было 84 года и он мирно скончался во сне. Евгения Александровича привезли с Америки в Россию и похоронили на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком, так как он хотел.


Видео:

У вас нет прав для отправки комментариев

    Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 18.7.1933, ст. Зима Иркутской области), русский советский поэт. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1951‒54). Первый сборник стихов ‒ «Разведчики грядущего» (1952), затем вышли сборники «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание»… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1933) русский поэт. В лирике острая постановка сложных нравственных и исторических вопросов (стихотворения Наследники Сталина Бабий Яр), проблемы морали, гражданственности, международной политики. Сборники Шоссе Энтузиастов (1956), Интимная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 18 июля 1933, город Зима, Иркутская область), русский поэт и писатель. В кино выступает как сценарист, актер, режиссер; лауреат Государственной премии СССР (1984, за поэму «Мама и нейтронная бомба»). Учился в Литературном институте имени… … Энциклопедия кино

    - (р. 1933), русский поэт. В лирике оптимизм «оттепельных» лет, открытая гражданская позиция, чувство личной причастности к истории, сложность духовного мира современника, освобождающегося от многих идеологических догм, сочетание публицистической… … Энциклопедический словарь

    ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович - (р. 1933), русский советский поэт. Поэмы «Станция “Зима”» (1956), «Братская ГЭС» (1965), «Пушкинский перевал» (1966), «Коррида» (1967), «Под кожей статуи Свободы», «Казанский университет» (обе — 1970), «Снег в Токио» (1975),… … Литературный энциклопедический словарь

    Евгений Евтушенко Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990 (XX век: поэт и время) Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения: 18 июля 1932 (76 лет) Место рождения: Нижнеудинск … Википедия

    Евгений Евтушенко Евгений Евтушенко. Стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1990 (XX век: поэт и время) Имя при рождении: Евгений Александрович Гангнус Дата рождения: 18 июля 1932 (76 лет) Место рождения: Нижнеудинск … Википедия

    Евгений Александрович Евтушенко - Поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер Евгений Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) родился 18 июля 1933 г. (в разных источниках год рождения варьируется: то 1932 й, то 1933 й) в Сибири на станции Зима Иркутской области, в семье геологов,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Евгений Евтушенко. Все поэмы , Евтушенко Евгений Александрович. Представляем вашему вниманию сборник Евгения Евтушенко ВСЕ ПОЭМЫ. ISBN:978-5-906339-95-9…
  • Собрание сочинений Евтушенко Е. А. Том 3 , Евтушенко Евгений Александрович. Собрание сочинений Е. А. Евтушенко представляет творчество выдающегося поэта и писателя во всей полноте, подытоживает все лучшее, что он сделал за свою жизнь: любовную и гражданскую лирику,…

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии. К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы. В ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем - гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский...

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга - «Разведчики грядущего» (1952) - несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом... серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая - «Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая - «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага». Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его - и не одним только прекрасным - мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, - речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне - дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук - для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она - большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России - больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм - широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейских пирог - вдоль и поперек исколесил большинство стран. Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают... Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья - это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь...» Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, - / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» - не единственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» - не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, - событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

На виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного «ядом арены» тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь «убивать по обязанности», и даже пропитанного кровью песка на арене строится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «идея крови», которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгается и в поэму «Под кожей статуи Свободы», где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). В первой поэмный замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, высвободившегося из оков недвижного, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй - непритязательная житейская быль произрастает на сугубо российской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Не в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений Е. Евтушенко публицистически ориентированные поэмы «В полный рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1975-2000). То, что разъяснено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века «тому назад, совершенно искренне цепляясь за остатки иллюзий, окончательно не убитые... еще со времен "Братской ГЭС"». Нынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Но поднятая было «рука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделала». Так же правильно, как поступили друзья, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших десятилетий. «Да, СССР больше нет, и я уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себя советскими, и в том числе я, ... остались». Значит, и чувства, какими они жили, - «это тоже часть истории. А историю из нашей жизни, как показали столькие события, вычеркивать невозможно...»

Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

Евгений Евтушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то была действительно «жалкая кучка парней и девчонок», «играющих в свастику». Но, как показало в середине 1990-х появление и сегодня действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал вовремя и даже с опережением: «Как случиться могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше - теней? / Что позволило им, / а верней, помогло появиться, / что позволило им / ухватиться за свастику в ней?»

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится спустя время, но ощущение тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэтом. Закономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто принял идеи «перестройки», но деятельно способствовал их претворению в жизнь. Совместно с академиком А. Сахаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым - как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, ставший вскоре народным депутатом СССР и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее - от райкомов до ЦК - иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства. Как публицист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как поэт, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в стихах второй половины 1980-х годов: «Пик позора», «Перестройщики перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последнее - и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол Союза писателей СССР, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за «гекачепистским» путчем в августе 1991 года.

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век...» (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикациях, а также последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

В конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт - «Ягодные места» - вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман - «Не умирай прежде смерти» (1993) с подзаголовком «Русская сказка» - при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности населяющих его героев имеет своим направляющим стержнем драматичные ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга «Волчий паспорт» (М., 1998).

Итог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы Евтушенко - издание на английском в США (1993) и русском (М.; Минск, 1995) языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века», фундаментальный труд (более тысячи страниц, 875 персоналий!). Зарубежный интерес к антологии опирается на объективное признание ее научного значения, в частности, как ценного учебного пособия по университетским курсам истории русской литературы. Логическим продолжением «Строф века» станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, - трехтомник «В начале было Слово». Это антология уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на современный русский язык.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).

Всему творческому пути Евтушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. Видимое начало его кинотворчеству положили «поэма в прозе» «Я - Куба» (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Благотворную роль творческого стимула наверняка сыграла в дальнейшем дружба с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (1979), где поэт снялся в главной роли К. Циолковского. (Желание сыграть Сирано де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: успешно пройдя пробы, Евтушенко решением Комитета кинематографии не был допущен к съемкам.) По собственному сценарию «Детский сад» он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Не менее чем к экрану поэт творчески привязан и к сцене. И не только как блестящий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке» по «Четвертой Мещанской», «Хотят ли русские войны», «Гражданские сумерки» по «Казанскому университету», «Просека», «Коррида» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы - например, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под кожей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас навсегда...» в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премьерах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Если бы все датчане были евреями» в Германии и Дании (1998).

Произведения Е. Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Только в Советском Союзе, России, а это, следует признать, далеко не большая часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с языков братских республик и одна - перевод с болгарского, 11 сборников - на языках народов бывшего СССР. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

Прозу Е. Евтушенко, кроме упомянутых выше романов, составляют две повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» (1981), а также несколько рассказов. Только в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тысячи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, - в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикациях.

Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится...», «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие.

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).

Читайте также: