Дитмар Эльяшевич Розенталь: фото, биография. Д

В пособии содержатся теоретические сведения по всем основным разделам курса русского языка и разнообразные упражнения курса русского языка и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору.
Книга поможет учащимся систематизировать и углубить знания школьной программы при подготовке к письменным и устным экзамена по русскому языку.
Пособие предназначено для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов ВУЗов.

Непроверяемые безударные гласные в корне.
Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю.

Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: винегрет, возражать, дилемма, дирижёр, иждивенец, кавычки, наваждение, обаяние, обоняние, панорама, периферия, пескарь, смятение, тоннель, тоннельный, тоннельщик (в настоящее время такое написание употребительнее, чем написание туннель, туннельный, туннельщик), утилитарный и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
§1. Звуки и буквы 6
§2. Фонетический разбор и фонетическая транскрипция 11
§3. Слог 12
§4. Ударение 13
§5. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, некоторых грамматических форм 16
ОРФОГРАФИЯ
Принципы русского правописания 19
Правописание гласных в корне 20
§6. Проверяемые безударные гласные в корне 20
§7. Непроверяемые безударные гласные в корне 21
§8. Чередующиеся гласные в корне 22
Корень гар-/гор- 22
Корень зар-/зор- 23
Корень кас-/кос(н)- 23
Корень клан-/клон- 24
Корень лаг-/лож- 24
Корни мак-, мок- 25
Корни равн-, роен- 25
Корни плав-, плов-, плыв- 26
Корень раст-/рос- 26
Корень скак-/скоч- 27.
Корень твар-/твор- 27
Корни бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир- 28
Корни блеет-/блист-, жег-/жиг-, чет-/чит-, стел-/стил- 29
Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин 29
§9. Гласные после шипящих ир корне 30
§10. Буква э 32
Правописание согласных в корне 33
§11. Звонкие и глухие согласные в корне 33
§12. Двойные согласные в корне 34
§13. Непроизносимые согласные 36
Употребление прописных букв в именах собственных 37
Состав слова. Словообразование. Формообразование 42
§14. Состав слова 42
§15. Морфологический способ словообразования 45
§16. Неморфологические способы словообразования 48
§17. Способы образования форм слова 49
Разделительные ъ и ь 50
Правописание приставок 51
§18. Приставки на -з и приставка с- 51
§19. Приставки пре- и при- 54
§20. Гласные ы и и после приставок 56
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 57
§21. Гласные о и в после шипящих 57
§22. Гласные после ц 60
Перенос слов 61
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
§23. Многозначность слова 63
§24. Омонимы 66
§25. Синонимы 67
§26. Антонимы 71
§27. Употребление иноязычных слов 73
§28. Фразеологизмы 74
МОРФОЛОГИЯ
§29. Части речи 78
Имя существительное 80
§30. Значение, разряды и категории существительных 80
§31. Правописание окончаний существительных 86
§32. Правописание суффиксов существительных 88
Имя прилагательное 92
§33. Значение, разряды и категории прилагательных 92
§34. Правописание окончаний прилагательных 94
§35. Правописание суффиксов прилагательных 95
§36. Буквы к и нн в суффиксах прилагательных 99
Правописание сложных слов 104
§37. Сложные слова с соединительной гласной 104
§38. Сложные слова без соединительной гласной 105
§39. Правописание сложных существительных 106
§40. Правописание сложных прилагательных 108
Имя числительное 114
§41. Значение и разряды числительных 114
§42. Правописание числительных 116
Местоимение 120
§43. Значение и разряды местоимений 120
§44. Правописание местоимений 121
Глагол 124
§45. Значение, категории и формы глаголов 124
§46. Правописание личных окончаний глаголов 129
§47. Употребление буквы ь в глагольных формах 131
§48. Правописание суффиксов глаголов 134
§49. Ударение в глагольных формах 139
Причастие 141
§50. Значение и формы причастий 141
§51. Правописание окончаний и суффиксов причастий 142
§52. Правописание к и нн в причастиях и отглагольных прилагательных 145
Деепричастие 151
Наречие 153
§53. Значение и разряды наречий 153
§54. Правописание наречий 156
§55. Слитное написание наречий 158
§56. Дефисное написание наречий 163
§57. Раздельное написание наречных выражений 165
Предлог 171
§58. Значение предлогов 171
§59. Правописание предлогов 172
Союз 174
§60. Значение и виды союзов 174
§61. Правописание союзов 176
Частицы 179
§62. Значение и разряды частиц 179
§63. Правописание частиц 180
§64. Употребление частиц не и ни 182
Междометие 197
Повторительные упражнения по орфографии 199
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание 203
Предложение 207
§65. Типы предложений 207
§66. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 210
Простое предложение 211
§67. Главные члены предложения 211
Подлежащее 211
Сказуемое 215
§68. Тире между главными членами предложения 223
§69. Второстепенные члены предложения 227
Дополнение 228
Определение 229
Приложение 233
Обстоятельства 235
§70. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов 239
§71. Односоставные предложения 241
§72. Предложения с однородными членами 245
§73. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 248
Однородные члены предложения, не соединенные союзами 248
Однородные члены предложения, соединенные союзами 249
Однородные и неоднородные определения 253
Обобщающие слова при однородных членах предложения 255
§74. Предложения с обособленными членами. 260
§75. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 261
Обособление определений 261
Обособление приложений 271
Обособление обстоятельств 277
Обособление дополнений 287
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения 288
Слова, грамматически не связанные с членами предложения 293
§76. Вводные слова и предложения 293
§77. Обращение 306
§78. Знаки препинания при частицах, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах 309
Сложное предложение 313
§79. Сложносочиненное предложение 314
§80. Сложноподчиненное предложение 319
§81. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 321
§82. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 325
§83. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п 333
§84. Бессоюзное сложное предложение 338
§85. Сложные синтаксические конструкции 348
Прямая и косвенная речь 351
§86. Понятие о прямой и косвенной речи 351
§87. Знаки препинания при прямой речи и диалоге 353
§88. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении 363
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 365
СТИЛИСТИКА
§89. Стили языка 375
§90. Употребление форм существительных 378
§91. Употребление форм прилагательных 384
§92. Употребление форм числительных 386
§93. Употребление местоимений 388
§94. Употребление форм глагола 390
§95. Строй простого предложения 392
§96. Согласование сказуемого с подлежащим 395
§97. Согласование определений и приложений 401
§98. Некоторые случаи управления 405
§99. Предложения с однородными членами 413
§100. Употребление причастных оборотов 415
§101. Употребление деепричастных оборотов 418
§102. Сложное предложение 420
Приложение. Не ошибайтесь в ударениях! 422
Условные сокращения 434.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Розенталь Д.Э., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

Самый главный грамотей. Профессор Розенталь: "Русский язык мне не родной"


- Значит, Александр Сергеевич по-прежнему живее всех живых. А вот интересно, бывает так, что у вас возникают споры с современными профессорами-словесниками, или же авторитет Розенталя непререкаем?
- Да что вы. Еще как бывает. Мы все время ругаемся. Как у составителей учебников дело доходит до раздела"Пунктуация", так и начинается... Система русского языка очень гибкая: можно ставить запятую, можно не ставить, есть случаи, когда пунктуационный знак ставится по выбору пишущего. Но ведь мы-то ученые до мозга костей, нам хочется все загнать в систему, чтобы пишущий человек, например, журналист, не терзался сомнениями, что ему выбрать: двоеточие? тире? запятую? Иногда споры заходят так далеко, что почтенные заслуженные люди кричат друг на друга, как депутаты в Думе, а потом, все красные, бегут успокаиваться в коридор.
- А вы сами когда-нибудь спорили до хрипоты?
- Конечно. Мы с профессором Шанским до сих пор не сойдемся во мнениях о звуке "й". Я везде пишу, что он обычный звонкий, а Николай Максимович - что он сонорный.
- Это что - очень важно?
- Для меня это принципиально.

Дитмар Эльяшевич - вообще человек принципиальный. На журфаке МГУ, где он двадцать пять лет возглавлял кафедру стилистики русского языка, о его замечательных принципах были осведомлены все. Даже студенты-раздолбаи не боялись идти на экзамен, ибо хорошо знали: если в приемной комиссии профессор Розенталь, то меньше четырех баллов им не светит.
В жизни Дитмар Эльяшевич маленький и тщедушный. Если сложить в одну стопку все его работы (что-то около 400 статей и книг), то за ними не будет видно их создателя - труды переросли мастера. Но мастер и сегодня на голову выше тех, кто занимался по его учебникам, получал заслуженные пятерки, а потом и сам пускался преподавать.

Дитмар Эльяшевич, помогите осуществиться вечной мечте двоечницы. Вы ведь можете составить ультрасложный диктант, чтобы даже учителя наделали в нем кучу ошибок?
- (Смеется). Сейчас скажу тебе рецепт - на досуге займись сама. За основу нужно взять авторский текст Льва Толстого и напихать туда как можно больше случаев написания "не" с прилагательными и причастиями. У нас почему-то в последнее время решили, что они подчиняются единым правилам, и лепят в средствах массовой информации такое, что волосы на голове встают дыбом.
- Значит, современная пресса безграмотна?
- Я бы сказал так: газеты не несут свет грамотности миру. Много стилистических ошибок, пунктуационных, но, что самое поразительное, - встречается и орфография. Я не понимаю, как можно написать "малоко", но ведь пишут. Правда, всегда хочется надеяться, что такие вопиющие случаи - брак производственного процесса, обычные опечатки.
А вот пример посерьезнее. Помните всю эту шумиху вокруг якобы болезни Ельцина? Наши журналисты пишут: "... надеемся, что он выздороВИТ". И я тоже надеюсь. Только не на то, что он "выздороВИТ" - это безграмотно, а на то, что он "выздороВЕЕТ".
- Выходит, что демократическая печать проигрывает газетам прежних лет?
- Не волнуйтесь. При Сталине и Брежневе газетчики тоже не блистали. Единственное, что их тогда спасало - строгая нормированность и идеологизированность языка. Правда, и в условиях цензуры им удавалось побаловать меня примерами того, как не надо писать: "Чудесна сцена встречи груженых машин одного колхоза, на которых едут девушки, с молодыми казаками из другого колхоза". Между прочим, пример взят мною из "Правды". На что действительно следует равняться, так это на печатные издания прошлого - начала нынешнего века.
- Как вы относитесь к словам иностранного происхождения? Есть мнение, что мы должны стараться заменять их русскими эквивалентами: бульон называть прозрачным супом и т.п.
- Я за чистоту русского языка, но это отнюдь не означает избавления от привычных нам заимствованных слов. Вот послушайте, что я сейчас скажу: я - студент филологического факультета петербуржского университета. Из всей фразы только одно слово русское - "я". Все остальные заимствованные, но тем не менее мы прекрасно понимаем смысл. А теперь мысленно попробуйте заменить все слова иностранного происхождения русскими эквивалентами. Сами запутаетесь, и количество слов в предложении увеличится примерно втрое.
- В русском языке много заимствований?
- Много, примерно 30%. Готовьтесь, через 5-6 лет их будет в два раза больше: "дилеры", "дистрибьютеры" прочно входят в обиход.
- А как же тогда быть с бессмертным "русский язык - богат и могуч"?
- Да не такой уж он и богатый по сравнению с другими языками. В его полном словаре, например, всего 200 тысяч слов, тогда как в немецком, включая, правда, диалекты - все 600 тысяч.
- 200 тысяч - все равно много.
- Так ведь мы их все не используем. Сейчас намечается явная тенденция к понижению словарного запаса русскоязычного населения. В академическом четырехтомном словаре Ушакова - самом популярном сегодня - уже только 88 тысяч слов, но нам и этого много. В лучшем случае мы реально используем 50-55 тысяч.
- Ну хоть что-то русский язык дал другим языкам?
- Большевика, например.

Живет Дитмар Эльяшевич в квартире ухудшенной планировки. Вроде бы большая комната, широкий коридор, высокие потолки, но как-то все бестолково устроено. А может быть, в доме неуютно потому, что старый человек живет один? У сына - своя семья; внучка - замужем в Швеции. Все свои дни самый грамотный человек страны проводит в кресле (ему почти отказали ноги, и он с трудом передвигается, толкая впереди себя стул). Слева - телевизор, справа - газеты, на столе - словари, а за стеклом книжного шкафа - знакомые имена: Пушкин, Блок, Есенин. Работа продолжается. Профессор Розенталь уже научил русскому языку несколько поколений. И еще научит. Каждый вечер, выглядывая в окно, он видит своих будущих учеников, пускающих кораблики в разноцветной бензиновой луже.

Дитмар Эльяшевич, вы родились в Москве?
- Не поверите, но я впервые оказался в России, когда мне было 16 лет. Русский язык мне не родной.
- ???
- Я родился в Польше. Ходил в обычную польскую гимназию в Варшаве. Польша тогда (начало века - Авт. ) входила в состав Российской империи, и поэтому в школе мы в обязательном порядке изучали русский. Не скажу, чтобы в детстве я очень любил иностранные языки, тем более, что отец дома всегда разговаривал с нами по-немецки.
- Он был немцем?
- Нет, но обожал Германию и много лет проработал там экономистом. Когда у него появились дети, он дал нам немецкие имена. Так я стал Дитмаром, а мой брат - Оскаром.
- Как же вы оказались в Москве?
- Бежали к родственникам, когда Польша превратилась в военный полигон. Это было во время I мировой войны.
- И пошли в русскую школу?
- Да.
- Не было сложностей на первых порах? Все-таки чужой язык, хотя и родственный польскому.
- Я всегда был патологически грамотным.
- А ваши родственники: грамотность у вас в крови?
- Ну, моей матери много писать не приходилось. Она была домашней хозяйкой, хотя и говорила свободно на трех языках: с моим отцом - по-немецки, со мной и Оскаром - по-польски и на улице - по-русски. А вот мой брат (он был экономистом) делал ошибки, и я их правил, когда прочитывал его труды.
- Что вы делали по окончании школы?
- Поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет: со временем я стал очень интересоваться иностранными языками.
- Сколько всего языков вы знаете?
- Около 12. Когда выпускался из университета, знал шесть. Не делайте такое изумленное лицо - я был совершенно средним студентом. Некоторые выпускники в совершенстве владели арабским, тайским и хинди. У меня же набор был стандартным: латынь, греческий, разумеется, английский с французским. Ну и шведский выучил.
- И до сих пор помните?
- Шведский? Нет, конечно. Я им не пользуюсь. Реально я сейчас помню три языка, которые в моей голове разделили сферы влияния: говорю я по-русски, считаю по-польски, а эмоции мысленно выражаю по-итальянски.
- По-итальянски?
- Все меня знают как профессора русского языка и нередко забывают, что я написал самый первый вузовский учебник итальянского. Классики итальянской литературы тоже выходили в моих переводах.
- А могли бы вы написать 400 книжек по грамматике и орфографии польского языка?
- Мог бы. Но я должен был отблагодарить Россию. Просвещение - лучшая благодарность.
- Вы всю (почти всю) жизнь прожили в Москве. У нас, москвичей, есть свое, особое произношение?
- По сравнению с Санкт-Петербургом, московское произношение всегда считалось сниженным: Москва - купеческая, Петербург - дворянский. Правда, сейчас москвичи все больше метят в "дворяне". Уже неприемлемо говорить старомосковское "коришневый". Следует произносить "коричневый". А вот "булошная" и "конешно" через "ш" остаются законной московской привилегией.
- А в самой Москве люди говорят одинаково?
- Традиционно жители Арбата говорили более правильно. Здесь испокон веков жили представители русской интеллигенции, и поэтому ненормированной лексики тут слышать не приходилось, да и "одевать" с "надевать" никто не путал. Не то, что теперь.

Кажется, что, написав гору книжек о том, как нужно правильно говорить и писать, профессор Розенталь должен забыть нормальные человеческие слова и все свои фразы начинать с "не будете ли так добры…" Однако коллеги Дитмара Эльяшевича открыли мне секрет. Оказывается, знаменитый профессор не брезговал грубоватыми словечками. Однажды, проводя заседание кафедры, он заметил, что преподаватели украдкой едят яблоки, и отреагировал "по-нашему": "Мало того, что не слушают, так еще и жрут!" Уважал Розенталь и студенческий жаргон.
"Как дела?" - спрашивали его коллеги.
"Нормалёк", - отвечал профессор.

Вернемся к вашей службе в Московском университете. Ходят слухи, что было время, когда назначение на должность заведующего кафедрой подписывалось в КГБ…
- Лично мне КГБ сотрудничать не предлагал. Наверное, вызывало подозрение мое происхождение, национальность. Но я точно знал, что в нашем коллективе под маской милого преподавателя стилистики работает представитель органов, который стучит наверх о каждом шаге - моем и моих коллег.
- Наверное, поэтому у меня всегда было ощущение, что примеры для своих правил вы берете из итоговых материалов партийных съездов.
- Я обязан был использовать идеологические примеры. Примерно 30% лексики должны были быть определенной направленности, и цензор за этим строго следил. Также существовал список писателей во главе с Горьким и Шолоховым, чьи произведения я обязан был процитировать. Ну и, разумеется, без Маркса и Энгельса обойтись было невозможно. Я представляю себе, сколько полетело бы голов, если бы мне вздумалось использовать примеры из Солженицына или Мандельштама!
- Давайте подведем итог: у вас 3 высших образования, вы написали 400 учебников и статей, редактировали словари, преподавали в МГУ, возглавляли кафедру стилистики русского языка на факультете журналистики…
- Я преподавал не только в МГУ, но и на ТВ. Валя Леонтьева, Володя Кириллов - это все мои ученики. До эфира мы собирались в студии, делали упражнения на произношение, писали контрольные работы. А после эфира я разбирал с ними их ошибки.
- И кто был самым лучшим учеником?
- Не хочу никого обидеть. Все были талантливы, но Володя - особенно. Не случайно именно он потом защитился и стал профессором русского языка.
А вообще передайте всем моим ученикам, особенно своим коллегам-журналистам, что я их всех помню, читаю и про себя ругаю за ошибки.

Беседовала Елена ЕГОРОВА

> Розенталь Дитмар Эльяшевич

ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ РОЗЕНТА´ЛЬ

(1900-1994)

В 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета, а в 1924 г. - экономический факультет Московского коммерческого института (ныне - Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова).

После окончания университетов поступил в аспирантуру Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института языка и литературы, специализировался в области итальянского языка и литературы. Во время обучения проходил стажировку в Италии, где изучал местные диалекты. По итогам стажировки написал учебник итальянского языка для вузов, составил итальянско-русский и русско-итальянский словари.

С 1922г. преподавал в школе II ступени, с 1923 г. - в высшей школе на рабфаке им. Артёма.

В 1927 г. был приглашён в Московский государственный университет преподавателем полонистики на этнологический факультет.

В 1940-1962 гг. преподавал в Московском полиграфическом институте, во Всесоюзной плановой академии, Московском заочном пединституте.

Входил в состав Орфографической комиссии Института русского языка АН СССР, осуществлял научное редактирование учебников и словарей, научно-методических сборников, был заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе» (1938-1962 гг.).

В 1949 г. за вузовский учебник «Итальянский язык. Элементарный курс» Д.Э. Розенталю была присуждена учёная степень кандидата педагогических наук. В 1961 г. он получил учёное звание профессора.

С 1962 по 1987 г. заведовал кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, затем стал профессором этой кафедры. В качестве профессора-консультанта оставался на этой кафедре до конца жизни.

В мае 1962 г. возглавил кабинет «Русский язык за рубежом» на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподавал русский язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Польше, Австрии, Чехословакии.

Д.Э. Розенталь был членом многих Советов, в том числе Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, Научно-технического совета Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Основные работы : «Трудные вопросы грамматики и правописания», «Практическая стилистика русского языка», «Пособие по русскому языку для поступающих в вузы», «Литературное редактирование» (в соавторстве с К.И. Былинским), «Трудные случаи пунктуации», «Вопросы русского правописания. Практическое руководство», «Справочник по правописанию и литературному редактированию», «Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие», «Словарь-справочник лингвистических терминов» (в соавторстве с М.А. Теленковой), «Управление в русском языке. Словарь-справочник», «Современный русский язык» (в соавторстве с М.А. Теленковой и И.Б. Голуб).

Биография Дитмара Эльяшевича Розенталя состоит из одних парадоксов. Еврей, родившийся в Польше, живший в Германии и изучавший итальянский язык в России, стал для многомиллионного населения советской империи – дикторов, журналистов, лингвистов и прочих – всесоюзным учителем русского языка, отцом русской практической стилистики и литературного редактирования, реформатором орфографии и пунктуации. А написанный им учебник «Пунктуация» по полноте освещения темы превосходит коллективные справочники современной Академии наук. Одновременно с филологическим получил еще и экономическое образование, в дальнейшем не востребованное. Окончил аспирантуру, но диссертацию не защитил. Степень кандидата наук – педагогических, что тоже неожиданно, – получил позже за учебник итальянского языка. «Патологически грамотный человек», «эталон русского языка» (хотя сам «эталон» считал родным языком польский), «последний, кто хорошо знал русский язык» – так говорят о нем биографы. А литредакторы и корректоры начинают с его имени каждый рабочий день.

Место под солнцем

Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль родился 19 (31) декабря 1900 г. в польском городе Лодзь. Его отец, Эльяшив Моисеевич (взявший второе имя Зигмунд), был экономистом, амать, Ида Осиповна, – домохозяйкой. В семье говорили на трех языках: идиш, польском и немецком (отец работал в Берлине, и семья переезжала вместе с ним).

Дитмар, как и его старший брат Оскар, учился в лодзинской гимназии и русский язык выучил именно там: поскольку Польша входила тогда в состав Российской империи, русский был обязательной дисциплиной. Сам же Дитмар Эльяшевич родным языком считал польский (об этом он сказал в интервью «Московскому комсомольцу» за два месяца до смерти).

С началом Первой мировой войны Лодзь оказалась на линии фронта, и семья бежала в Москву, к родственникам. Дитмар, которому исполнилось 14 лет, продолжил учебу в 5-м классе 15-й Московской (Варшавской) гимназии. Позднее на вопрос о том, были ли у него трудности с русским языком в Москве, Розенталь ответит: «Я всегда был патологически грамотным».

Гранит науки

После гимназии, в которой он учился до 1918 г., Дитмар получил два высших образования: в 1923 г. окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета (по специальности «итальянский язык»), а в 1924 г. – экономический факультет Московского коммерческого института (ныне – Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова) с дипломом экономиста-организатора. Вторую специальность он получил, скорее всего, под влиянием отца и брата, тоже экономиста.

Потом была Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в которую входил Институт языка и истории литературы. Эта организация была промежуточным звеном между старым и новым строем, Императорской академией наук и Академией наук СССР. Здесь в 1924–1926 гг. Дитмар учился в аспирантуре, а затем был научным сотрудником. В 1925 г. аспирант Розенталь прошел стажировку в Италии, где изучал местные диалекты. Эта практика дала ему богатый лингвистический материал, который впоследствии превратился в фундаментальные труды, такие какитальянско-русский и русско-итальянский словари и первый в Советском Союзе вузовский учебник итальянского языка («Итальянский язык. Элементарный курс»), за которыйв 1949 г. Розенталю присудили степень кандидата педагогических наук.


Мировой учитель русского языка

Преподавать Дитмар Эльяшевич начал в 1922 г., еще будучи студентом. Устроился учителем в школу II ступени, а с 1923 г. работал в высшей школе на рабфаке им. Артема.

В 1927 г. молодого ученого пригласили в Московский государственный университет преподавать полонистику (область филологии, изучающую польский язык, литературу, фольклор и культуру польского народа). В этот период в соавторстве с В. К. Василевской он написал самоучитель польского языка, составил русско-польский и польско-русский словари.

В 1936 г. он стал членом редколлегии, а в 1938-м – заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе» и занимал этот пост до 1962 г. На страницах журнала Розенталь публиковал методические разработки для учителей русского языка, консультировал по сложным языковым вопросам. В результате свет увидел двухтомник «Трудные вопросы грамматики и правописания» (М., 1955, 1960, в соавторстве).

Всех званий Дитмара Эльяшевича не перечесть: он был членом Научно-технического совета Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Предметной комиссии Министерства просвещения РСФСР по русскому языку, Орфографической комиссии Института русского языка АН СССР по усовершенствованию русской орфографии, руководил группой дикторов телевидения и радио СССР...

Преподавал в Московском полиграфическом институте (1940–1962), Всесоюзной плановой академии, Московском заочном пединституте и Центральном институте усовершенствования учителей.

Особенно плодотворными были для лингвиста 1950-е гг. Именно к этому периоду относятся два важнейших научных достижения Розенталя: создание новых дисциплин – практической стилистики русского языка и литературного редактирования, а также разработка правил русской орфографии и пунктуации, которыми мы пользуемся по сей день. Дитмар Эльяшевич (наряду с К. И. Былинским, С. Е. Крючковым, Н. Н. Никольским и А. Б. Шапиро) был одним из основных реформаторов русского правописания. Благодаря ему произошла реформа русского языка 1956 г., были подготовлены «Свод правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и «Правила русской орфографии» 1964 г. В 1957 г., вскоре после реформы, Дитмар Эльяшевич издал знаменитую «Практическую стилистику современного русского языка» (в соавторстве с В. А. Мамоновым) и «Литературное редактирование» (в соавторстве с проф. К. И. Былинским). А в 1959 г. – книгу «Трудные случаи пунктуации» (в соавторстве с К. И. Былинским).

Кроме того, в 1962 г. он возглавил на филологическом факультете МГУ кабинет «Русский язык за рубежом»: преподавал русский язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Польше, Австрии и Чехословакии.

Труд титана

Перечислим основные книги, необходимые издательским работникам:

Литературное редактирование . – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Флинта, Наука, 2011. Скачать: формат DJVU.
Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Трудные случаи пунктуации . – М., 1959. Скачать: формат PDF.

Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке . – М.: Просвещение, 1995. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку: Поступающим в вузы . – М.: Мир и Образование, Оникс, 2007. Скачать: формат PDF .

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? Словарь-справочник . / Отв. ред. Л. К. Чельцова. – М.: Рус. яз., 1987. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке: Справочник для работников печати . – М.: Книга, 1988. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2003. Скачать: формат DJVU .

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов . М.: Просвещение, 1985.

Дитмар Розенталь родился 19 (31) декабря 1900 в Лодзи (Польша). В Москве - с 1914 года. До 1918 года учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 года - в Московском университете (окончил в 1923 году по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса (окончил в 1924); затем - в РАНИОНе (1924-26; аспирант, научный сотрудник).

С 1922 по 1923 год преподавал в средней, с 1923-го - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936). Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ, с 1927; Московский полиграфический институт, 1940-1962; факультет журналистики МГУ. Профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ в 1962-1986. Долгое время руководил группой дикторов телевидения и радио СССР.

Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей.

Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 года), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике.

Учёный скончался в июле 1994 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Книги, подписанные именем Д. Э. Розенталя, продолжают издаваться в переработанных изданиях. Авторские права на труды Д. Э. Розенталя принадлежат наследнику Ю. Розенталю.

Труды

Прижизненные

  • Мамонов В. А., Розенталь Д. Э. Практическая стилистика современного русского языка. - М., 1957.
  • Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. - М., 1957; 2-е изд. М., 1961.
  • Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1965.
  • Розенталь Д. Э. «Согласование по смыслу» сказуемого с подлежащим. - М., 1960.
  • Трудные случаи пунктуации. - М., 1959 (в соавторстве).
  • Вопросы русского правописания. Практическое руководство. - М., 1962.
  • Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати. - М., «Книга», 1967.
  • Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие. - М., 1970 (в соавторстве).
  • Редактирование: Б. З. Букчина, Л. Н. Калакуцкая, Л. К. Чельцова. Опыт словаря-справочника: Слитно и раздельно. - М., 1972.
  • Розенталь Д. Э. Верный друг учителя-словесника // «Русский язык в школе», 1975, № 3. - С. 90.

Дополненные после смерти

  • Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. - 576с. - (Учебные пособия для вузов.) - ISBN 5-7836-0043-1

Читайте также: