Морозов невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация

Домашнее обучение – общее название для всех форм получения школьного образования вне школы: семейного образования, самообразования, дополнительного образования по предметам школьной программы.

Российский Закон «Об образовании…» всю ответственность за организацию и результаты домашнего обучения по школьным программам возлагает на родителей и обязывает вернуть ребёнка в школу, если он вовремя не прошёл аттестацию.

Центр домашнего обучения «Алгоритм» предлагает вам разделить эту ответственность с нами: организовать и обеспечить успешное домашнее обучение и аттестацию вашего ребёнка по выбранным вами школьным программам с помощью наших квалифицированных преподавателей, современных образовательных ресурсов и технологий, многолетнего опыта и профессиональных знаний.

Мы поможем решить все проблемы школьного образования вне школы: от выбора оптимальной формы образования и школы-экстерната из числа наших школ-партнеров – до подготовки к ЕГЭ.

Отзывы

    Галина З., мама ученика

    Оксана К., мама ученика

    Мария К., мама ученика

    Александра П., мама ученицы

    Мария Ф., мама ученика

    Ирина К., мама ученика

    Мой сын Павел закончил школу, сдал ЕГЭ и все это благодаря очень грамотно организованному процессу обучения в школе Алгоритм. Особенно хотелось бы выразить благодарность преподавателю русского языка и литературы Полине Леонидовне, которая целый год помогала постигать премудрости этих непростых предметов. Татьяне Евгеньевне, чьими заботами все было четко распланировано. Преподавателю математики тоже хочется сказать много теплых слов! Как прекрасно, что есть такая замечательная школа! СПАСИБО!

    Ольга К, мама ученицы

    Анастасия Л., мама ученика

    Анастасия П., мама ученицы

    Как совмещать школу и творчество Последний год в школе мечтала перейти на дистанционное обучение, поскольку работа в театре и скрипка занимала большую часть моего времени. И в обычной школе меня не устраивало отношение учителей к ученикам. Дистанционное обучение меня спасло, позволив мне освободить время для любимого занятия. Кроме того, ни одна школа за многие годы не сумела дать мне то, что я получила за два года обучения по программе, составленной онлайн-школой. Обучение здесь полностью оправдало все мои ожидания. Спасибо!

    Надежда С.

    Много времени для профильных занятий! Закончила 10-11 класс за один год – дистанционное обучение очень понравилось. Я поступила с хорошими результатами в институт с первого раза! Онлайн-обучение позволило готовиться мне к профильным экзаменам, не тратя лишнее время на второстепенные предметы. Правда, заставлять себя заниматься порой сложновато, но зато потом результат лучше!

    Анна В.

    Сейчас я все успеваю После 9 класса решил перейти в дистанционное обучение. Ведь я профессионально занимаюсь спортом: очень много тренируюсь, постоянно на сборах и совершенно не успеваю посещать уроки в обычной школе. Мы с родителями начали активно искать школу: оказалось, многие спортсмены изначально учатся дистанционно. Находясь в любой точке мира, могу заниматься на Учебном портале и с преподавателями онлайн, выполнять все домашние задания дистанционно, а в школу приезжать сдавать все очные работы несколько раз в год. Форма обучения, не предполагающая ежедневного посещения, буквально спасла меня.

    Анна Ш.

    Учёба важна спортсменам для будущей жизни Я выступаю за Молодежную Сборную России по художественной гимнастике и большую часть времени провожу на спортивных сборах или соревнованиях. Весной 2014 года мы стали победительницами Юношеских Олимпийских Игр в групповых упражнениях! В школу при таком графике ходить почти не получается, но я понимаю, что учеба очень важна для моей будущей жизни. Сейчас у меня есть возможность удаленно заниматься с репетиторами по русскому и математике в удобное для меня время и успешно готовиться к сдаче обязательной государственной аттестации.

    Дарья А.

    Возможность заниматься любимым спортом и получать необходимые знания Я уже много лет профессионально занимаюсь хоккеем. Несколько лет являюсь игроком Молодежной Сборной России. В этом году вместе с моей командой мы завоевали бронзовые медали Молодежного Чемпионата Мира! Но связывать свою жизнь только со спортом я не хочу, поэтому учеба для меня тоже очень важна. В будущем мне хотелось бы заниматься журналистикой. Дистанционное обучение для меня – это возможность заниматься любимым спортом на высоком уровне и получать необходимые знания.

    Нина П.

    По состоянию здоровья В 7 и 8 классах я постоянно болела, часто пропускала школу, это, конечно, вызывало много вопросов в школе, про большие пробелы в знаниях даже и говорить не хочу. Решила перейти на дистанционное обучение в 9 классе - поправить здоровье, постараться восполнить пробелы в знаниях и, конечно, подготовиться к ОГЭ. После переходе на онлайн-обучение на всех занятиях, как самостоятельных, так и с преподавателями онлайн я оперативно, не выходя из дома, получала ответы на сложные вопросы. Я существенно улучшила свои результаты и успешно сдала ОГЭ:)

    Анжелика К.

    В «Алгоритме» учиться легче и интереснее, чем в обычной школе На дистанционном обучении мне приходится все делать самостоятельно, и я этому уже научился. Но без навыков самодисциплины ничего не получится. Сейчас я уже сам могу рассчитывать свое время. Думаю, что у учеников обычной школы с самодисциплиной гораздо больше проблем. А для меня это уже потребность. В такой форме занятий нет ничего лишнего, лучше усваиваются знания. Особенно увлекательны для меня уроки математики и физики – они сопровождаются отличными видеоматериалами.


    Рама З.

×

Галина З., мама ученика

Мой сын Рама учится в «Алгоритме» с начальных классов. И мы ни разу не пожалели о своем выборе. Дистанционная форма обучения высвобождает время для дополнительного образования – и это стало для нас определяющим фактором.

На мой взгляд, у школы есть три основных плюса: прекрасная организация учебного процесса, профессионализм учителей, комфортное для детей обучение с низкой стрессовой составляющей.

Мы очень довольны и системой обучения, и высоким уровнем профессионализма педагогического состава и администрации школы. Качество преподавания здесь, на мой взгляд, — одно из лучших в Москве. Преподаватели нравятся детям, они умело мотивируют их на высокие результаты в учебе. Самым важным качеством преподавателей, помимо профессиональной квалификации, я считаю их очевидную искренность и доброжелательность в общении с детьми.

Контроль обучения детей здесь ведется ежедневно, этому способствует удобно составленный планер. Каждые полгода дети сдают экзамены. Об успехах детей мы узнаем и по меткам в планере, и по отчетам куратора, и по оценкам тестов. Кураторы знают своих учеников, их ритм обучения и очень внимательны ко всем проблемам и задачам детей. Мы видим успехи нашего сына, и очень довольны его учебой в школе «Алгоритм».

Хотим особенно отметить преподавателя русского языка Елену Петровну. Ее профессионализм и педагогическое мастерство оказали исключительно благоприятное действие на нашего ребенка. Елена Петровна сумела мотивировать желание Рамы изучать русский язык и литературу. Будучи сами профессиональными педагогами, мы оцениваем работу Елены Петровны, как достойную примера для подражания. Каждый урок у нее был тщательно подготовлен. Были учтены все индивидуальные особенности ребенка, домашние задания всегда подобраны с учетом возможностей и специфики мышления.

У Рамы до Елены Петровны было неприятие предметов «русский язык» и «литература». Теперь же ребенок много и с удовольствием читает, у него возник интерес к написанию сочинений. Рама стремится на онлайн-занятия, которые проводит Елена Петровна, с удовольствием общается на темы преподаваемых ею предметов. Выражаем искреннюю благодарность Елене Петровне за любовь и заботу о нашем ребенке.

×

Оксана К., мама ученика

Главное преимущество дистанционного обучения в «Алгоритме» по сравнению с традиционной школой — это возможность самостоятельно планировать и распоряжаться временем. Альтернативное образование стоит выбирать тем родителям, которые готовы серьезно вкладываться в образование детей, в их будущее. При этом и сами дети должны понимать, что такая форма обучения потребует большой самостоятельной работы, они должны ставить перед собой четкую цель, связанную с выбором профессии, которую мечтают приобрести.

×

Мария К., мама ученика

Дорогие учителя и руководство школы! Хочу от души поблагодарить всех за ту огромную работу, которую вы делаете, чтобы детям были доступны современные, эффективные и интересные инструменты образования. Дети разные, у всех свои особенности, свои сильные стороны, которым нынешняя система образования не всегда позволяет раскрыться. А ваша методика помогает сосредоточиться на действительно важных для каждого ребенка знаниях. Спасибо от меня и моего сына! Если бы сегодня мне самой было столько лет, чтобы пойти в вашу школу – я пошла бы, не раздумывая! Всем, кто хочет, чтобы образование стало не навязанным занудным и неприятным обязательством, а интересным и ценным делом, к которому стоит привить любовь на всю жизнь, я рекомендую отдать ребенка именно в вашу школу.

Я уверена, что только так сегодня и стоит учиться – экономя время, силы и работая в своем собственном ритме. До прихода в «Алгоритм» мы сменили несколько школ, был даже опыт образования за рубежом, но именно в вашей школе мы нашли то, что искали – высокий уровень преподавания, комфортный формат и сильные программы по нужным дисциплинам. Детям интересно здесь учиться, а ваши учителя – по-настоящему авторитетные для детей педагоги.

×

Александра П., мама ученицы

Школу Алгоритм мы выбрали 2 года назад, соответственно отучились 9 и 10 класс, в этом году будем заканчивать 11й и сдавать ЕГЭ. Моя дочь профессионально занимается спортом, и у нас в приоритете тренировки, поэтому дистанционная форма обучения нас и привлекла. Но зная, как трудно ребенку самому себя организовывать, я выбрала очно-заочную форму обучения.

В девятом классе очно преподавали 6 предметов, в 10м — 4, те, которые мы берем на ЕГЭ. Для двух последних лет выбрали форму 10+, то есть за год мы прошли программу 10 и 11 класса, а в этом году будем готовиться только по тем предметам, которые нужны для поступления.

Очень нравится, что преподают не только школьные учителя, которые являются экспертами ЕГЭ, а значит, могут хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, но и вузовские, которые могут подготовить ребенка к дополнительным вступительным испытаниям вуза. Всегда можно подобрать удобные группы для занятий или перейти в группу с понравившимся преподавателем. Честно говоря, я боялась, что учеба будет лишь формальностью, но это не так. Есть и домашние задания, которые проверяют, тесты и контрольные по каждому предмету. Из-за малого количества учащихся в группах все под пристальным вниманием преподавателя. При этом занятия не каждый день, домашние задание дается на неделю. То есть появляется возможность самому планировать свое время.

Администрация все вопросы решает оперативно, как дистанционно, так и при личных встречах. Всегда готовы помогать, предлагают разные варианты решения возникающих вопросов. Итого: возможность планировать свое время, четко обозначенный объем заданий, новый уровень самостоятельности и ответственности ребенка, так как формат больше напоминает вузовский, нянек нет, но помогать будут, было бы желание.

×

Мария Ф., мама ученика

«Алгоритм» полностью оправдал наши ожидания, и мы хотели бы продолжать учиться у вас на следующий год. Выражаем благодарность администрации за отличную работу. Очень довольны тем, что целый год были вместе с такими замечательными педагогами, как Елена Петровна, Татьяна Викторовна, Сергей Павлович.

Хочу выразить благодарность вашему коллективу! Мы прожили учебный год в спокойной обстановке и смогли добиться поставленной цели. Общение с вами всегда было конструктивным. Все возникающие вопросы решались оперативно. Результаты такого обучения нас так же порадовали. Мы будем рекомендовать вас друзьям и знакомым. Удачи, терпения и дальнейших успехов в вашей деятельности!

×

Анастасия Л., мама ученика

Благодарю вас и всю команду РБШ Алгоритм за плодотворное сотрудничество. Вы очень помогли нам. Благодаря вашим технологиям, Сережа смог нагнать всю программу начальной школы и ему теперь будет намного проще продолжать учебу в средней школе. Желаю процветания и успехов вашему проекту!

×

Анастасия П., мама ученицы

Я мама Полины, ученицы 1 класса. Нам у вас нравится! Мы продолжим учиться у вас в следующем году (во 2 классе) на такой же форме обучения. Благодаря подходу, методикам и преподавателям вашей школы у меня растёт здоровый любознательный ребёнок, которому нравится учиться.

Полина прикреплена к местной школе по прописке, и то, что она выучила в первом классе, в нашей школе учат во втором. Так что мы идём по ускоренной программе и сдадим экзамены трижды: 1) при переходе из начальной в среднюю школу 2) потом в старшую 3) выпускные экзамены.

Главный успех Полины вот в чем: Полина сама решила учить английский, сама выбрала курсы, сама прошла тестирование и записалась на занятия, оставила телефон. Мне позвонили из школы английского и сказали: «Вы мама Полины? Она прошла у нас тестирование и оставила ваш телефон» . Я об этом ничего не знала. Мне понравился поступок, свободный и бесстрашный (я знаю другие мнения на этот счёт, но я на её месте поступила бы так же).

Что такое семейное образование

Семейное образование – обучение ребёнка по программам общей школы, организованное родителями. По окончании основной школы или по достижении 18 лет можно осваивать программу 10-11 классов самостоятельно – в форме самообразования. В школах Москвы с 2013 года можно учиться также очно-заочно и заочно, сократив число очных занятий в школе. Независимо от формы получения образования все учащиеся имеют право на бесплатную промежуточную аттестацию в школе (экстернат), право пользоваться школьной библиотекой и другие общие права школьников.

Домашнее обучение в центре «Алгоритм»

В зависимости от выбора формы обучения и отношений со школой и выбранных вами программ «Алгоритма», учиться у нас можно полностью , онлайн (в онлайн-школе), очно – в одном из наших учебных центров, расположенных в центре Москвы, или сочетая очные занятия в этих учебных центрах с занятиями онлайн на нашем учебном портале. Все занятия проходят индивидуально или в группах до 12 человек.

Наши программы – онлайн и офлайн.

Мы предлагаем:

  • обучение по школьным программам с 1 по 11 класс
  • подготовку по всем предметам к ОГЭ и ЕГЭ
  • дополнительную и углубленную курсовую подготовку по отдельным предметам,
  • с итоговой аттестацией по программам GSCE и A-level в нашем экзаменационном центре в Москве (международный экстернат)
  • параллельное обучение по российским и международным британским и американским школьным программам (например, подготовка к ОГЭ и GSCE)

Все программы сопровождаются персональным куратором.

Про аттестацию

Все «домашники» проходят обязательную регулярную промежуточную аттестацию экстерном в школах-партнерах Центра – по всем предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана. «Алгоритм» обеспечивает постоянную консультационную и организационно-правовую поддержку во всех отношениях со школой-экстернатом, по всем вопросам обучения и аттестации. Британские международные экзамены GSCE и A-level мы принимаем в Москве, в нашем экзаменационном центре международного экстерната «Algorithm», аккредитованном Pearson Edexcel International.

Как перейти на семейное образование

По Закону «Об образовании…» нужно только «поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа». Однако, разумеется, серьёзная подготовка к этому ответственному шагу – организации «родительской школы» – требует тщательного планирования и консультаций в центре семейного обучения – например, у нас в «Алгоритме».

Владимир Петрович Морозов

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация

Oт редактора

Предлагаемая читателям книга-это второе, исправленное и дополненное издание ранее опубликованной монографии автора «Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизиологические и психоакустические основы.»-М.: Изд. ИПРАН, 1998.

Автор монографии - профессор В.П. Морозов - хорошо известен в кругах исследователей речи как авторитетнейший специалист по невербальным и в особенности - по эмоционально-эстетическим характеристикам речевого процесса, его психоакустическим и физиологическим коррелятам.

Проблема невербальной коммуникации, несмотря на ее несомненную важность для теории и практики межличностного общения, мало разработанная область науки. И крайне мало работ посвящено фонационным аспектам проблемы, т.е. речи и голосу как средствам невербальной коммуникации. Данный труд существенно восполняет этот пробел.

Особенность книги в том, что она написана, в основном, по материалам собственных научных исследований автора и его сотрудников, о чем свидетельствует обширный список статей и монографий автора, приводимых наряду со ссылками на работы других исследователей.

Основная идея книги - комплекс научных доказательств двухканальной, по терминологии автора (т.е. вербально-невербальной) природы речевого общения и особой роли невербальной коммуникации по сравнению с фонетической речью. Эта основная идея - обретает на страницах книги целый ряд убедительных аргументаций. В числе их - интересные исследования автора по способности человека к подсознательному восприятию невербальных характеристик инвертированной речи.

В работе реализован комплексный системный подход с применением большого числа психологических и акустико-физиологических исследований, что позволило автору выдвинуть ряд новых оригинальных представлений о психофизиологической природе невербальной коммуникации. По сути дела - это оригинальное междисциплинарное изучение одного из любопьпнейших свойств человеческой психики - свойства коммуникабельности. Поэтому книга, безусловно представит интерес для многих специалистов.

Помимо научно-теоретической направленности книга, преследует и дидактические цели: может служить учебным пособием по данной проблеме для студентов и аспирантов.

По сравнению с первым изданием книга содержит обширное приложение - высказывания известных деятелей культуры об искусстве и науке общения и, в особенности, о его невербальных аспектах (часть 3). Составленная автором такого рода подборка высказываний мыслителей, поэтов, писателей, философов, ученых разных времен и народов может рассматриваться не только в качестве краткого хрестоматийного приложения к книге (что немаловажно для учебного пособия), но представляет и определенный исследовательский интерес. Во-первых - иллюстрирует основные разделы научной части монографии. Во-вторых, показывает, какое практическое значение имеет проблема невербальной коммуникации в системе речевого общения, по мнению многих авторитетных авторов (Цицерон, Квинтилиан, Ломоносов, Кони, Лихачев и другие), ибо практически все высказывания в прямой или косвенной форме содержат советы по практике невербально-речевого поведения и ораторского искусства. В-третьих, приложение показывает, как важна в невербальной коммуникации не только и не столько информационная, сколько нравственно-этическая составляющая. И, наконец, в-четвертых, дает представление о значении тех или иных сторон невербальной коммуникации в широком историческом аспекте-от Конфуция до наших дней.

Таким образом, приложение вносит немаловажный вклад в понимание сущности рассматриваемой автором проблемы. И здесь для нас представляют интерес не только высказывания крупнейших мыслителей и ученых, но и бесхитростные строки поэтов, отражающие дух своей эпохи. Помимо этого приложение, вполне созвучное названию книги-«Искусство и наука общения» - интересно и само по себе; и не только для специалистов, но и для более широких кругов читателей.

Член-корреспондент РАНВ.И. Медведев

Предисловие к первому изданию 1

Невербальная (несловесная) коммуникация - важнейшее и вместе с тем малоизученное средство общения и взаимопонимания людей. В особенности это касается невербальной выразительности голоса человека.

Автор настоящего издания - профессор В.П. Морозов, заведующий Лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской Академии наук, рукоюдитель Центра «Искусство и наука» - большую часть своей научной деятельности посвятил экспериментально-теоретическому исследованию голоса человека как средства невербальной коммуникации и в особенности - эмоционально-эстетической выразительности. Он- автор многих научных трудов о языке эмоций, в том числе, ряда монографий: «Вокальный слух и голос», «Биофизические основы вокальной речи», «Язык эмоций, мозг и компьютер», «Художественный тип человека» и др. Его научно-популярная книга «Занимательная биоакустика» получила первую премию на Всесоюзном конкурсе «Наука и Прогресс» издательства «Знание» и опубликована в ряде стран. Средства массовой коммуникации-радио, ТВ, печать-регулярно проявляют интерес к исследованиям по невербальной коммуникации, проюдимым Лабораторией ВЦ Морозова

1 ВЛ. Морозов. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические и психоакустические основы. -М.: Изд. ИПРАН, 1998.

Предлагаемое читателям издание-это краткое изложение основных научных достижений в изучении невербальной коммуникации, полученных автором и его сотрудниками за последнее десятилетие. В брошюре представлена развиваемая автором концепция двухканальной вербально-невербальной природы речевого общения.

Это новая в отечественной психологии экспериментально-теоретическая работа, объясняющая формирование у слушателя субъективного образа объективных свойств говорящего. Посредником между субъектом и объектом выступает голос в качестве носителя информации о психологических особенностях говорящего вне зависимости от вербального смысла речи.

Многое в данной публикации носит оригинальный новаторский характер. Например, разработанная автором иерархическая схема-классификация различных видов невербальной информации (п. 1.3.), понятие «эмоциональный слух человека» (п. 3.2.), впервые экспериментально и теоретически обоснованное В.П. Морозовым и введенное им в научный лексикон и обиход, а также-«Психологический портрет человека по его голосу» (п. 3.12.), «Психологический детектор лжи» (п. 3.15.) и ряд других.

Автора отличает широкая эрудированность во многих смежных с психологией научных дисциплинах, ясность изложения сложных научных вопросов, стремление не только к их научно-теоретическому истолкованию, но и к практическому использованию научных знаний. Так, например, разработанный B.IL Морозовым невербальный психоакустический тест на эмоциональный слух с успехом применяется при профотборе лиц художественных профессий, в частности - в Московской консерватории, а также - в интересах педагогической и медицинской психологии для диагностики развития эмоциональной сферы или ее нарушений при ряде заболеваний. Результаты исследований широко используются проф. Морозовым в лекционных курсах по невербальной коммуникации для психологов, социологов, педагогов, вокалистов, врачей-фониатров и др.

Книга может служить учебным пособием для данных категорий слушателей, а также представляет несомненный интерес для научных работников, аспирантов и практических психологов, занимающихся исследованиями в этой сравнительно новой теоретически и практически важной междисциплинарной области знаний

Член-корреспондент РАНА.В. Брушлинский

Часть I. Введение

Искусство в обхождении. Через то объявляет человек о себе, чего он достоин.. Оно повседневное и такое дело в нашей жизни, от которого зависит великое потеряние или получениечести.

1.1. Краткая характеристика проблемы

Невербальная коммуникация (НК) является важнейшим, наряду со звуковой речью, средством общения и взаимопонимания людей. В.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения (Ломов, 1981, 1984). В процессе общения реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей как мышление и речь (Брушлинский, Поликарпов, 1990, Брушлинский, 1996), формирование, актуализация и диагностика способностей (Дружинин, 1995).

Традиционно принято отождествлять речь со словом, т.е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Вместе с тем, понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. Например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и др.), в различного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др. В области зоопсихологии можно говорить о невербальной коммуникации как средстве информационного взаимодействия животных, чем подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной (Горелов, 1985) и на что указывал еще Ч. Дарвин.

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication), сформировалось сравнительно недавно, в 50-х годах XX века (Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976, 1981; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988), хотя основы этой науки можно искать и в более ранних работах. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике (Sebeok, 1976), теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая (Колшанский, 1974, Николаева, Успенский, 1966) или экстралингвистическая коммуникация (Trager, 1964; Горелов, 1985 и др.)

Разные специалисты вкладывают несколько различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экетралингвистическая» коммуникация. В то же время нет единого взгляда на модальность информационного экстралингвистического канала (по Дж Трайгеру - это информация, передаваемая только голосом, по Т. Себеоку НК - это голос плюс кинесика). Что касается терминов «невербальная» и «экстралингвистическая» коммуникация, то второе понятие, означая практически то же, что и первое, характеризует все формы невербального поведения человека не вообще, а в процессе речевого общения. Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т.е. выразительных движений - мимики, жестов, пантомимики (Лабунская, 1988; Фейгенберг, Асмолов, 1988; La France, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1987). Кинетические аспекты невербального поведения, сопроюждающие речевое общение, проанализированы А.А Леонтьевым в его недавно изданной книге (Леонтьев, 1997). В частности, он различает четыре вида невербальных компонентов общения: 1) значимых для говорящего, 2) значимых для реципиента, 3) значимых для корректировки заключительной фазы общения, 4) не значимых для общения.

Таким образом, как показывает сам термин «невербальная коммуникация», понятие это можно определить как систему неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации. Настоящая монография посвящена в основном исследованию и описанию звукоюй модальности невербальной коммуникации, т.е. роли интонационно-тембровых и других характеристик голоса в системе речевого общения.

Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения (Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поликарпов, 1990; Знаков, 1994; Леонтьев, 1997), теория субъекта (Брушлинский, 1996, 1997), восприятие и понимание человека человеком (Бодалев, 1982, 1996), психология личности, социальная психология (Абульханова-Славская, 1986; Цуканова, 1985), психология речи (Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1989), психология индивидуальности (Русалов, 1979; Голубева, 1993), диагностика психических состояний (Бехтерева, 1980; Медведев, 1993; Медведев, Леонова, 1993; Бодров, 1995; Речь и эмоции, 1974), а также, лингвистики (Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986) - представляется очевидным.

Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад Вас видеть», - произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации, ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.

В теоретическом понимании соотношения мышления и речи утвердилось представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данный, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления (Спиркин, 1972; Р.И. Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985), связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить, значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв., т. 1,1955, с. 238).

Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек-человек», но и в системах «человек-машина» (т.е. в области инженерной психологии), в частности - в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи (Ли, 1983; Морозов, 1991), идентификации и верификации личности говорящего (Рамишвили, 1981; Женило, 1988; Пашина, Морозов, 1990), психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях (Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978; Фролов, 1987).

Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественного творчества (Эйзенштейн, 1980; Михалкович, 1986), в частности, в области музыкального искусства (Теплов, 1947; Морозов, 1977, 1988, 1994; Назайкинский, 1972; Медушевский, 1993; Смирнов, 1990; Холопова, 1990; Гусева и др., 1994; Чередниченко, 1994; Жданов, 1996 и др.). Если слово адресуется к сознанию человека, к его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства - к эмоционально-образной сфере человека и к его подсознанию (Морозов, 1992; Гребенникова и др., 1995). На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства и в то же время - в этом слабость нашей пропагандистской практики, апеллировавшей в большинстве своих политических лозунгов и агитации к вербальной системе психики.

В этом смысле искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.

Все сказанное свидетельствует о том, что невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.

Рис. 1. Классификация основных видов невербальной коммуникации в системеречевого общения.

1.3. Классификация видов невербальной коммуникации

Существуют разные подходы к классификации видов НК На рис. 1 представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК, т.е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной информации (эмоциональная, эстетическая, индивидуально-личностная, биофизическая, социально-типологическая, пространственная, психологическая, медицинская, о характере физических помех) с примерами их разновидностей и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.

Согласно получившей широкое распространение схемы К. Шеннона (1983) (см. рисунок 7, позиция А), любая система коммуникации, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации , в данном случае – говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию, 2) сигнала , несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса) и 3) приемника , обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае – слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). В свете системного подхода ни одна из этих трех составных частей, взятая в изолированном виде, не может быть понята и объяснена даже при самом тщательном изучении. Более того, каждая из трех составных частей в изолированном виде теряет всякий смысл, как бессмыслен, например, ключ без замка или замок без ключа. Каждое звено цепи коммуникации (источник – сигнал – приемник) в силу той же системности характеризуется не только своими собственными свойствами, но и отражает свойства других частей и системы в целом. Поэтому необходимо рассмотрение специфических и общих свойств не только каждой из указанных трех частей невербальной экстралингвистической коммуникационной системы, но и их взаимодействия.

В целом определение этих взаимосвязей дает возможность понять, как тот или иной вид невербальной информации, отражающий то или иное психофизическое состояние человека, через акустику его речи и голоса передается субъекту восприятия и у последнего создается достаточно адекватный образ психофизического состояния говорящего, его отношения к предмету разговора, слушателю, самому себе и, в конечном итоге, существенно скорректированное и уточненное представление о сущности его высказывания.

Приведенная схема Шеннона представляет систему коммуникации как одноканальную (рисунок 7, позиция А). Однако, имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и целый ряд вышеприведенных принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой – вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную (разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоящую из вербального , собственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического каналов (см. рисунок 7, позиция Б) (Восприятие речи, 1988; Морозов, 1989).

Рис. 7. Традиционная схема коммуникации (А), представляемая одним каналом (Шеннон, 1983), и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу (Морозов, 1989).


Рассмотренная выше (см. 2.3) роль функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в теоретической модели (см. рисунок 7, позиция Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Вместе с тем между вербальным и невербальными каналами имеет место теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей (ОС) на схеме обозначают: ОС1 – систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи, и ОС2 – контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.

В рамках невербального канала, функционирующего в системе речевого общения, слушателю передается акустическим путем до десяти основных категорий информации о говорящем, вне зависимости от того, что говорит человек (индивидуально-личностная, эстетическая, эмоциональная, психологическая, социально-иерархическая, возрастная, половая, медицинская, пространственная и др.), включая сотни разновидностей этих категорий. Краткие характеристики указанных видов невербальной информации и связанные с ними аспекты исследований НК представлены в следующем разделе.

3 Виды невербальной информации и особенности их восприятия

В. В. Розанов


Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них…

В. Брюсов


В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации: 1) эмоциональная, 2) эстетическая, 3) индивидуально-личностная, 4) биофизическая, 5) социально-групповая, 6) психологическая, 7) пространственная, 8) медицинская и, наконец, 9) информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ практически могут быть переданы и средствами кинесики, разумеется, с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответствующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации.

Владимир Морозов

Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования

© Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, 2011


В. П. Морозов, выступление на Втором Всероссийском междисциплинарном конгрессе «Голос». Москва, 15 мая 2009 г.


Автор монографии – Владимир Петрович Морозов – главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор биологических наук, профессор – виднейший специалист в области психофизиологии и психоакустики речи и голоса человека, невербальной коммуникации, научных основ вокального искусства, ученик известного психофизиолога чл. – корр. РАН, профессора В. И. Медведева.

В 1955 г. Морозов с отличием закончил Ленинградский госуниверситет по кафедре высшей нервной деятельности, а в 1958 г. – аспирантуру при ЛГУ. В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию «Исследование роли вибрационной чувствительности в регулировании голосовой функции человека», в 1970 г. – докторскую – «Биофизические характеристики вокальной речи». В 1982 г. утвержден в ученом звании профессора.

С 1959 г. Морозов работал в Институте эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова АН СССР научным сотрудником, а с 1982 г. – заведующим лабораторией биоакустических систем коммуникации. В то же время он стал организатором и заведующим лабораторией по изучению певческого голоса Ленинградской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и там же на кафедре сольного пения прошел курс стажировки по вокальной методике под руководством зав. кафедрой проф. Е. Г. Ольховского.

В 1987 г. Морозов по приглашению директора ИП АН СССР Б. Ф. Ломова и решению Президиума АН СССР переезжает в Москву в порядке перевода и становится заведующим вновь организованной в Институте лаборатории невербальной коммуникации. Одновременно он руководит Межведомственным центром «Искусство и наука» (Art and Science Center) Академии наук и Министерства культуры РФ. С 1991 г. по настоящее время Морозов – профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а также главный научный сотрудник Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий Московской консерватории.

Он член двух ученых советов по защите докторских диссертаций: Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Института психологии РАН. В 2003 г. избран членом Научно-методического Совета Министерства культуры РФ по вокальному искусству.

Морозов – действительный член Международной академии творчества (с 1991 г.) и Нью-Йоркской академии наук (1999). В 1971 г. приглашен в Международную ассоциацию по экспериментальному изучению пения (Association for Experimental Research in Singing, США), избран членом Издательского комитета международного журнала «Journal Research in Singing» (США). Академик Академии имиджелогии (с 2003 г.), почетный член Президиума Российской академии голоса (2008). Награжден премиями, почетными грамотами Президиума АН СССР, Института психологии РАН, медалями.

Научное творчество Владимира Петровича характеризуется ярко выраженным новаторством, междисциплинарным комплексным подходом к разработке психофизиологических проблем, сочетанием оригинальных теоретических идей с решением актуальных практических задач.

Основные направления научной деятельности – экспериментально-теоретическая разработка психофизиологических основ невербальной коммуникации (НК), художественного типа личности, музыкально-вокального творчества. Морозов создал наиболее полную и адекватную систему классификации различных видов НК и выявил их психологические характеристики; описаны особенности НК по сравнению с вербальной; обоснована предложенная им теоретическая модель двухканальной (вербально-невербальной) природы речевого общения; внесен ряд новых представлений и понятий в теорию речевого общения, в том числе: «эмоциональный слух человека», «психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи», «психологический детектор лжи» и др.

1 Одно из основных направлений работы Морозова в области социальной психологии – экспериментально-теоретическое обоснование возможности построения психологического портрета человека по особенностям его невербального поведения в процессе речи. Теоретической основой такой возможности, как показано автором, является отражение многих психических и физических свойств и состояний говорящего как в акустических характеристиках его речи, так и в особенностях экспрессивных движений (жест, поза, мимика).

Психологический портрет рассматривается автором как субъективный образ говорящего в сознании реципиента. Проанализирована степень адекватности психологического портрета его реальному прототипу путем сопоставления оценок психологических качеств говорящего по его голосу с оценками по традиционным опросникам Кэттелла, Айзенка, Меграбяна (на эмпатию) и др. Исследованы индивидуальные и типологические особенности говорящих и слушателей как субъектов поведения в системе невербальной коммуникации. Результаты построения психологических портретов людей разных профессиональных групп (бизнесменов, артистов, политиков) с применением метода психологического шкалирования показали: чем выше невербальные эстетические качества речи (тембр, интонация, орфоэпия), тем более высокие позитивные психологические свойства (располагающий, убедительный, компетентный, надежный и др.) склонен приписать говорящему слушатель. И наоборот, отрицательно оцениваемые качества речи положительно коррелируют с отрицательными качествами личности.

Исследования позволили В. П. Морозову сделать важный научно-практический вывод: «Стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоинствами людей с более правильной в лексическом и экстралингвистическом (невербальном) отношении речью по сравнению с теми, чья речь несовершенна. Поэтому психологический портрет по голосу, т. е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений».

2 Эмоциональная экспрессивность речи и голоса – весьма важная часть общей палитры социальной перцепции человека, влияющая на межличностные отношения людей. Это определяет актуальность предложенного Морозовым нового психологического понятия эмоциональный слух (ЭС) и теста на оценку эмоционального слуха . Значительная часть работ Владимира Петровича и его сотрудников посвящена экспериментально-теоретическому обоснованию указанных понятий.

Новизна и актуальность данного направления состоит и в том, что существующие в психологии методы оценки эмоциональной импрессивности – личностные опросники – не вполне объективны (например, в силу фактора социальной желательности и др.), а рисуночные, невербальные тесты (например, Гилфорда – Салливана) ограничены лишь зрительной частью сложнейшей полисенсорной системы человека.

Эмоциональный слух (ЭС) определен автором как способность к оценке эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе интонации, тембра и т. п.). В теоретическом понимании ЭС, по определению автора, – это важнейшая часть сенсорно-перцептивной системы НК.

Для оценки индивидуальных и типологических различий по степени развитости ЭС автором разработаны специальные психоакустические тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессиональных категорий.

В 2004 г. автором получен патент РФ на способ оценки эмоционального слуха человека. В разделе 3 монографии представлен ряд работ по исследованию ЭС и его взаимосвязи с другими психологическими характеристиками личности.

3 Разработка проблемы типологии человека , точнее, исследование психологических свойств художественного типа личности представляется одной из центральных задач научного творчества Морозова.

По его инициативе для эффективной разработки данной проблемы (на модели музыкально-вокального искусства) был организован Центр «Искусство и наука» при активной поддержке директора ИП АН СССР Б. Ф. Ломова и ректора Московской консерватории – проф. Б. И. Куликова. Данный Центр был утвержден Отделением философии и права АН СССР 15 ноября 1989 г. (руководитель – профессор В. П. Морозов) как творческий союз объединяющий усилия специалистов разных направлений (естественных и общественных) с целью комплексного изучения феномена вокально-музыкального искусства современными научными средствами.

© Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, 2011


Автор монографии – Владимир Петрович Морозов – главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор биологических наук, профессор – виднейший специалист в области психофизиологии и психоакустики речи и голоса человека, невербальной коммуникации, научных основ вокального искусства, ученик известного психофизиолога чл. – корр. РАН, профессора В. И. Медведева.

В 1955 г. Морозов с отличием закончил Ленинградский госуниверситет по кафедре высшей нервной деятельности, а в 1958 г. – аспирантуру при ЛГУ. В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию «Исследование роли вибрационной чувствительности в регулировании голосовой функции человека», в 1970 г. – докторскую – «Биофизические характеристики вокальной речи». В 1982 г. утвержден в ученом звании профессора.

С 1959 г. Морозов работал в Институте эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова АН СССР научным сотрудником, а с 1982 г. – заведующим лабораторией биоакустических систем коммуникации. В то же время он стал организатором и заведующим лабораторией по изучению певческого голоса Ленинградской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и там же на кафедре сольного пения прошел курс стажировки по вокальной методике под руководством зав. кафедрой проф. Е. Г. Ольховского.

В 1987 г. Морозов по приглашению директора ИП АН СССР Б. Ф. Ломова и решению Президиума АН СССР переезжает в Москву в порядке перевода и становится заведующим вновь организованной в Институте лаборатории невербальной коммуникации. Одновременно он руководит Межведомственным центром «Искусство и наука» (Art and Science Center) Академии наук и Министерства культуры РФ. С 1991 г. по настоящее время Морозов – профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а также главный научный сотрудник Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий Московской консерватории.

Он член двух ученых советов по защите докторских диссертаций: Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Института психологии РАН. В 2003 г. избран членом Научно-методического Совета Министерства культуры РФ по вокальному искусству.

Морозов – действительный член Международной академии творчества (с 1991 г.) и Нью-Йоркской академии наук (1999). В 1971 г. приглашен в Международную ассоциацию по экспериментальному изучению пения (Association for Experimental Research in Singing, США), избран членом Издательского комитета международного журнала «Journal Research in Singing» (США). Академик Академии имиджелогии (с 2003 г.), почетный член Президиума Российской академии голоса (2008).

Награжден премиями, почетными грамотами Президиума АН СССР, Института психологии РАН, медалями.

Научное творчество Владимира Петровича характеризуется ярко выраженным новаторством, междисциплинарным комплексным подходом к разработке психофизиологических проблем, сочетанием оригинальных теоретических идей с решением актуальных практических задач.

Основные направления научной деятельности – экспериментально-теоретическая разработка психофизиологических основ невербальной коммуникации (НК), художественного типа личности, музыкально-вокального творчества. Морозов создал наиболее полную и адекватную систему классификации различных видов НК и выявил их психологические характеристики; описаны особенности НК по сравнению с вербальной; обоснована предложенная им теоретическая модель двухканальной (вербально-невербальной) природы речевого общения; внесен ряд новых представлений и понятий в теорию речевого общения, в том числе: «эмоциональный слух человека», «психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи», «психологический детектор лжи» и др.

1 Одно из основных направлений работы Морозова в области социальной психологии – экспериментально-теоретическое обоснование возможности построения психологического портрета человека по особенностям его невербального поведения в процессе речи. Теоретической основой такой возможности, как показано автором, является отражение многих психических и физических свойств и состояний говорящего как в акустических характеристиках его речи, так и в особенностях экспрессивных движений (жест, поза, мимика).

Психологический портрет рассматривается автором как субъективный образ говорящего в сознании реципиента. Проанализирована степень адекватности психологического портрета его реальному прототипу путем сопоставления оценок психологических качеств говорящего по его голосу с оценками по традиционным опросникам Кэттелла, Айзенка, Меграбяна (на эмпатию) и др. Исследованы индивидуальные и типологические особенности говорящих и слушателей как субъектов поведения в системе невербальной коммуникации. Результаты построения психологических портретов людей разных профессиональных групп (бизнесменов, артистов, политиков) с применением метода психологического шкалирования показали: чем выше невербальные эстетические качества речи (тембр, интонация, орфоэпия), тем более высокие позитивные психологические свойства (располагающий, убедительный, компетентный, надежный и др.) склонен приписать говорящему слушатель. И наоборот, отрицательно оцениваемые качества речи положительно коррелируют с отрицательными качествами личности.

Исследования позволили В. П. Морозову сделать важный научно-практический вывод: «Стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоинствами людей с более правильной в лексическом и экстралингвистическом (невербальном) отношении речью по сравнению с теми, чья речь несовершенна. Поэтому психологический портрет по голосу, т. е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений».

2 Эмоциональная экспрессивность речи и голоса – весьма важная часть общей палитры социальной перцепции человека, влияющая на межличностные отношения людей. Это определяет актуальность предложенного Морозовым нового психологического понятия эмоциональный слух (ЭС) и теста на оценку эмоционального слуха . Значительная часть работ Владимира Петровича и его сотрудников посвящена экспериментально-теоретическому обоснованию указанных понятий.

Новизна и актуальность данного направления состоит и в том, что существующие в психологии методы оценки эмоциональной импрессивности – личностные опросники – не вполне объективны (например, в силу фактора социальной желательности и др.), а рисуночные, невербальные тесты (например, Гилфорда – Салливана) ограничены лишь зрительной частью сложнейшей полисенсорной системы человека.

Эмоциональный слух (ЭС) определен автором как способность к оценке эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе интонации, тембра и т. п.). В теоретическом понимании ЭС, по определению автора, – это важнейшая часть сенсорно-перцептивной системы НК.

Для оценки индивидуальных и типологических различий по степени развитости ЭС автором разработаны специальные психоакустические тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессиональных категорий.

В 2004 г. автором получен патент РФ на способ оценки эмоционального слуха человека. В разделе 3 монографии представлен ряд работ по исследованию ЭС и его взаимосвязи с другими психологическими характеристиками личности.

3 Разработка проблемы типологии человека , точнее, исследование психологических свойств художественного типа личности представляется одной из центральных задач научного творчества Морозова.

По его инициативе для эффективной разработки данной проблемы (на модели музыкально-вокального искусства) был организован Центр «Искусство и наука» при активной поддержке директора ИП АН СССР Б. Ф. Ломова и ректора Московской консерватории – проф. Б. И. Куликова. Данный Центр был утвержден Отделением философии и права АН СССР 15 ноября 1989 г. (руководитель – профессор В. П. Морозов) как творческий союз объединяющий усилия специалистов разных направлений (естественных и общественных) с целью комплексного изучения феномена вокально-музыкального искусства современными научными средствами.

В 1990 г. коллектив исследователей, в который вошли специалисты ИП АН СССР, МГУ имени М. В. Ломоносова, НИИ ОПП АПН СССР, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Болгарской консерватории и других научных и учебных заведений, разрабатывал под руководством Морозова тему «Диалектика природного и социального в развитии художественной культуры человека: комплексные экспериментально-теоретические исследования социально-психологических, психологических, психофизиологических и психоакустических основ вокально-музыкального искусства» (по общесоюзной программе «Человек – наука – общество – комплексные исследования», руководимой академиком И. Т. Фроловым и по подпрограмме «Диалектика социального и природного в развитии человека в его отношениях с внешним миром», руководимой членом-корреспондентом АПН СССР. В. П. Зинченко).

С целью комплексного подхода к разработке проблемы организованным Морозовым междисциплинарным коллективом специалистов (психологи, искусствоведы, педагоги и др.) был разработан и применен комплекс методических средств, включающий как традиционные, так и новые методики исследования природы художественного типа человека. В качестве основного метода был предложен новый тест на степень развитости эмоционального слуха, а также новые методы оценки функциональной асимметрии восприятия, свойств нервной системы и др.

4 Актуальное направление в творчестве Владимира Петровича и его сотрудника П. В. Морозова – разработка нового экспериментально-психологи ческого подхода к распознаванию искренности-неискренности говорящего , названного авторами «психологическим детектором лжи».

Актуальность проблемы искренности-неискренности определяется, во-первых, неизученностью психологической природы этих понятий (в психологических словарях нет даже термина «искренность»), а, во-вторых – отсутствием надежных способов оценки искренности-неискренности, включая и известный полиграф («детектор лжи»), «на совести» которого немало ошибок.

Предложенный Владимиром Петровичем в соавторстве с П. В. Морозовым новый метод оценки искренности-неискренности теоретически опирается на системный подход (Ломов, 1984), теорию функциональных систем (Анохин, 1978, 1980), исследования по социальной перцепции человека (Бодалев, 1982, 1995; Лабунская, 1986; Журавлев, 2005; Юревич, 2001; Резников, 2005 и др.), а также на проведенные Морозовым ранее экспериментально-теоретические исследования психологической природы невербальной коммуникации (Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, 1998 и др.).

5 Актуальное направление работ Морозова и его сотрудников – исследование эмоционально-психологического воздействия музыки разных жанров на человека.

Музыка, по-видимому, – одно из самых гуманистических изобретений человечества. Вместе с тем известны ее и антигуманные свойства. Это было известно еще со времен Платона: «Для государства, считал Платон, – нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим» (Морозов В. П. Искусство резонансного пения. С. 232).

Волна дискуссий о негативном воздействии на психику музыки некоторых жанров (рок и др.) начала подниматься еще с 1950-х годов. Для решения вопроса требовалось проведение не просто экспериментальных исследований по сравнительному воздействию музыки разных жанров, но и выяснение психологических механизмов данного феномена.

Организованный Морозовым круглый стол-семинар в Институте психологии РАН с участием психологов и музыкантов, музыкотерапевтов и врачей показал, что психофизиологические механизмы воздействия музыки изучены явно недостаточно. В этой связи Морозов с группой сотрудников и коллег провел разносторонние исследования, в результате которых удалось установить ряд факторов и механизмов как положительного, так и отрицательного воздействия музыки разных жанров на психику человека.

6 Морозов – ведущий специалист по разработке научных основ вокального искусства . В книге «Кто есть кто в современном мире», изданной в 1998 г. Международным биографическим центром, он характеризуется как «крупнейший авторитет с мировым именем в области вокальной науки, автор многих научных трудов и методов изучения певческого процесса, в частности, оригинальной резонансной теории пения, представляющей большой практический интерес для вокалистов».

Наиболее значительная часть его трудов посвящена невербальным особенностям искусства пения . Интерес автора монографии к вокальному искусству неслучаен, так как сам он певец. Еще в студенческие и аспирантские годы обучался сольному пению в классе вокального педагога М. М. Матвеевой вместе с известным ныне оперным певцом народным артистом СССР Евгением Нестеренко (о чем Е. Е. Нестеренко пишет в своей книге «Размышления о профессии»).

Интерес к экспериментальному исследованию невербальных особенностей речи и голоса человека (и особенно – к психофизиологическим основам певческого голоса) зародился у Владимира Петровича еще в студенческие годы. Уже в 1954 г., будучи студентом IV курса кафедры высшей нервной деятельности Ленинградского государственного университета, он изучает психофизиологические особенности образования и восприятия певческого голоса с помощью прибора собственной конструкции на базе вокального факультета Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Работа была представлена автором в качестве дипломного проекта и получила высокую оценку специалистов.

Как уже упоминалось выше, Морозов прошел солидную стажировку (1950–1960-е годы) по изучению вокально-педагогических методов на кафедре сольного пения Ленинградской государственной консерватории в должности заведующего лабораторией по изучению певческого голоса. В данной научно-исследовательской лаборатории еще в 1960-е годы им были проведены исследования акустических и психофизиологических особенностей образования и восприятия вокальной речи у певцов разных возрастных и профессиональных групп, включая анализ голосов выдающихся мастеров вокального искусства. По этой теме Морозовым опубликовано наибольшее число работ, в том числе монографии «Вокальный слух и голос» (Музыка, 1965), «Тайны вокальной речи» (Наука, 1967), «Биофизические основы вокальной речи» (Наука, 1977) и др.

Новый этап интенсивных исследований певческого голоса и вокальной речи в творчестве Владимира Петровича начался и продолжается уже в период его работы в ИП РАН с 1987 г. по настоящее время и на базе Московской государственной консерватории, где он также работает в должности главного научного сотрудника Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий. Для нового периода его работы характерно широкое использование компьютерных методов исследования певческого голоса, в чем Владимиру Петровичу активно помогает его неизменный помощник П. В. Морозов.

Результатом этих многолетних психофизических исследований певческого процесса явился ряд статей Морозова, часть из которых представлена в четвертом разделе настоящей книги, а также его солидная монография «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники», впервые опубликованная в 2002 г. и вышедшая вторым изданием в 2008 г. под грифом УМО РФ в качестве учебно-методологического руководства для вокалистов. Вместе с тем указанная книга не утратила и своего научно-теоретического значения, в том числе и в психологической части своего содержания.

Многолетние сравнительные исследования психофизических особенностей творчества вокалистов разных профессиональных категорий позволили автору сформулировать основные положения оригинальной резонансной теории искусства пения, получить ряд патентов РФ на способы распознавания и развития разных аспектов вокальной одаренности и дать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию вокально-педагогических методов.

7 Особое место в творчестве Морозова занимает патентно-изобретательская деятельность . Он автор пяти патентов РФ на изобретения: 1) Способ оценки функционального состояния голосового аппарата, 1988 г. (авторское свидетельство на изобретение); 2) Способ комплексной оценки вокальной одаренности, 2003 г. (в описание патента включается также описание способа оценки вокального слуха); 3) Способ оценки эмоционального слуха, 2004 г.; 4) Способ оценки искренности-неискренности говорящего, 2007 г. (в соавторстве с П. В. Морозовым); 5) Способ обучения резонансной технике пения и речи с применением резонансометра, 2009 г.

Значение патентной деятельности Владимира Петровича (и его соавтора) весьма важно, так как свидетельствует об официальном международном признании оригинальности, приоритетности и высокого научно-технического уровня указанных научно-исследовательских разработок как самого автора, так и Института психологии РАН, являющегося заявителем и сопатентообладателем некоторых его патентов. Все патенты Морозова имеют научно-практическое значение и используются в соответствующих отраслях научно-исследовательской работы и практики.

8 Морозов владеет редким среди ученых искусством популяризации научных знаний. В предисловии академика Е. М. Крепса к книге Морозова «Занимательная биоакустика. Рассказы о языке эмоций» есть такие слова: «Это хороший пример того, как о сложных научных проблемах можно писать просто, увлекательно и вместе с тем научно ». Кстати, эта книга (Рассказы о языке эмоций) в 1983 г. удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе «Наука и прогресс» издательства «Знание», издана на шести языках, включая испанский, португальский, чешский и др.

Способность Морозова писать просто и интересно о сложном – причина постоянного интереса к его научным трудам со стороны СМИ. Его интервью можно встретить в таких крупных печатных изданиях, как «Российская газета», «Аргументы и факты», «Труд», «Известия», «Московский комсомолец», «Поиск» и др. Его голос периодически звучит по радио и ТВ, в частности, на Первом канале в беседе с Л. Вербицкой на тему о голосе, на НТВ в беседе с А. Гордоном (выступление 2003 г. на тему «Теория резонансного пения» вошло в число удостоенных премии) и др. Очередное выступление Владимира Петровича по ТВ состоялось в октябре 2009 г. на Пятом канале в программе «Прогресс» по теме его новых исследований певческого голоса, а также два выступления на радио «Орфей» в марте 2010 г. Немаловажно отметить, что удачная популяризация научных разработок – это популяризация научной деятельности не только самого ученого, но и учреждения, в котором он работает, в данном случае Института психологии РАН.

* * *

Настоящая монография Морозова обобщает более чем 50-летний период научно-исследовательской работы автора по проблеме невербальной коммуникации в системе речевого общения. За это время им опубликовано свыше 400 работ, в том числе около 20 монографий, не считая многочисленных научно-популярных и научно-публицистических изданий, докладов на конференциях, лекционных курсов, выступлений в СМИ, по радио, ТВ и других публикаций.

В монографии представлен ряд научных статей и извлечений из книг Владимира Петровича, характеризующих основные направления его научной деятельности, в основном за период работы в Институте психологии АН СССР – РАН, т. е. за последние 20 с лишним лет. Указанные труды сгруппированы в четыре основных раздела.

Пятый раздел содержит ряд дополнительных материалов, характеризующих творческий вклад Морозова в разработку проблемы невербальной коммуникации: список его монографий и наиболее важных статей, темы его кандидатской и докторской диссертаций (посвященных исследованию невербальных особенностей вокальной речи), ряд названий научно-популярных и публицистических работ, выступлений на ТВ, радио, патентов на изобретения, лекционных курсов и публикаций творческой биографии.

Владимир Петрович собирает вокруг себя талантливых людей, специалистов разных научных направлений, творчески развивающих его идеи. Среди его учеников кандидаты не только психологических наук, но и биологических, медицинских, филологических наук и искусствоведения, а также доктора наук. Это является свидетельством междисциплинарности его научных интересов и компетентности в различных научных областях.

Читайте также: