Г с костюк проблемы психологии мышления. Г.С

Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899-1982) сделал значительный взнос в психологическую теорию личности. По его концепции, индивид становится общественным существом, личностью по мере того, как у него формируются сознание и самосознание, получается система психических свойств, способность принимать участие в жизни общества, выполнять социальные функции.

Объективная социальная сущность личности всегда реализуется субъективными психическими средствами. Одновременно социально обусловленное психическое у человека определяет его социальные отношения с другими людьми.

Психическая деятельность личности происходит в результате интеграции психических процессов и свойств и осуществляется нейрофиізиологичными механизмами. Последние являются системой, которая зависит в своем функционировании от тех систем организма, которые состоят из биохимических, биофизических и других компонентов. Между психическим и физиологическим существуют сложные отношения. Психическое не только реализуется физиологическим, а и испытывает изменения в зависимости от хода функционирования физиологических механизмов.

Особенности нейродинамики играют существенную роль в становлении индивидуальной своеобразности личности. Тем не менее личность может сознавать собственные слабые стороны и определенной мерой компенсировать их благодаря сильным сторонам, например, сдерживать афективность, импульсивность своего темперамента и т.п..

Рассматривая личность как общественное существо, нельзя забывать про его естественную сущность. Естественное «снимается» в общественному, но не устраняется, оно действует на всех этапах жизни личности. Следует различать понятие «индивид» и «личность». Человек является индивидом на всех этапах онтогенеза и при всех условиях, а личностью становится и может перестать быть ею. Необходимо одолевать абсолютное противопоставление естественной и общественной, биологического и социального в жизни личности. Нет общественного, социального без естественного, биологического, как нет общества вне взаимодействующими в нем индивидами. Наиболее продуктивным, по мнению Г. С. Костюка, является подход к проблеме структуры личности, которая опирается на анализ ее деятельности. Ведь общественные условия определяют психические свойства личности лишь через действия самого индивида.

Связь между деятельностью личности и ее психическими свойствами сложная и многозначная. В той же самой деятельности, например учебной или трудовой, психические свойства нередко формируются по-разному. Качества личности, которые возникают в ходе деятельности, заключаются в структуру ее дальнейшей деятельности, испытывают изменения, дифференцируются и интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, которым является структура личности. Последняя выступает при этом как стойкая и динамическая система психических свойств. Структуру личности образовывают разные психические свойства. Это прежде всего сознание и самосознание. Индивид становится личностью, поскольку он сознает окружающее бытие и себя самого, свое отношение к нему, свои функции и обязанности. Формой сознания является знания. Они входят в систему психических свойств как определенная подсистема, которая характеризует образованность личности.

Кроме того, важной подсистемой структуры личности является направленность ее деятельности, которая определяется потребностями и интересами, ценностными ориентациями, целями и установками, моральными и другими чувствами. Личность характеризуется и тем, как она осуществляет свои поезда, реализует свою целеустремленность, какими умениями, способностями и волевыми качествами владеет. Конечно, в структуру личности включаются и психофизиологические свойства индивида.

При решении проблемы структуры личности возникает вопрос соотношения психических свойств, в частности идеологической и психической, интеллектуального и эмоционального, мотивационной направленности и операционной вооруженности, сознательного и несознательного в деятельности и т.п. Структура личности - иерархическое образование, куда входят подструктуры разного онтогенетичного возраста. Эти подструктуры включаются в общую организацию личности как субъекта общения, познания и работы.

Личность представляет собой диалектическое единство разнообразных и взаимосвязанных психических процессов и свойств. Как система, что самая себя регулирует и усовершенствует, она характеризуется единством противоположных тенденций и процессов - интериоризации и экстериоризации, дифференциации и интеграции, поездом к общению иd к уединению, обособление и т.п.. Важной является проблема источников и характера разногласий личности, их роли в формировании личности и путей преодоление.

Динамичность и стойкость личности дают ей возможность быть независимой от непосредственных влияний извне, изменять среду соответственно своим намерениям и планам, создавать условия для собственного развития.

Киевского педагогического института (с 1935), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с 1947), действительный член АПН СССР (1967). Директор научно-исследовательского института психологии УССР в 1945-1973 годах (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины) .


1. Биография

Григорий Силович Костюк родился на рубеже столетий в крестьянской семье. Способного подростка приняли на полный пансион в Коллегию Павла Галагана (среднее учебное заведение повышенного типа, который действовал в Киеве с 1871 г.). Двадцатилетним юношей С. Костюк начал свой трудовой путь учителем в родном селе. Он работал в школе - преподавал математику - и тогда, когда продолжил образование в философско-педагогическом факультете в Киевском высшем институте народного образования, который окончил в 1923 г. В конце 20-х гг Григорий Силович становится заведующим экспериментальной школы Наркомпроса УССР. Одновременно он заканчивает аспирантуру по психологии, защищает выпускную работу, в которой обобщил наблюдения за умственным развитием учащихся; публикует ряд статей. С 1930 г. Г. С. Костюк возглавляет кафедру психологии и отдел психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики. Работая много и вдохновенно, он успешно совмещал педагогическую и организаторскую деятельность с теоретическими и экспериментальными исследованиями. В 1935 г. ему было присвоено звание профессора психологии. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, Г. С. Костюк заведовал кафедрой педагогики и психологии педагогического института в Сталинграде . Переехав затем в Казахстан , он вел преподавательскую работу в Объединенном украинском университете, а вернувшись в освобожденный Киев, стал трудиться на тех же должностях, что и до войны. В 1945 г. профессор С. Костюк выступает инициатором создания НИИ психологии Наркомпроса (впоследствии - Минпросу) УССР (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины). В течение 27 лет Григорий Силович был директором этого учреждения, в основу деятельности которого была положена разработанная им программа. Все это время он вел интенсивную и плодотворную работу по организации психологических исследований, подготовки психологических кадров, продолжал преподавательскую деятельность в Киевском педагогическом институте им. А. М. Горького. В 1947 году Г. С. Костюк был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а в 1967 году, когда академия была преобразована во всесоюзную, стал действительным членом. Он неоднократно избирался членом президиума АПН СССР, он был членом редколлегии журнала "Вопросы психологии", в течение многих лет возглавлял украинское отделение Союза психологов СССР. Григорий Силович носил почетное звание "Заслуженный деятель науки РСФСР", был отмечен орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, другими правительственными наградами.


2. Научная деятельность

Начиная с 1924 года, Г. С. Костюком было опубликовано более 250 работ. Вот важнейшие составляющие его (и созданной им научной школы) взноса в разработку фундаментальных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.

Это прежде раскрытие целей, форм и содержания взаимодействия психологии как самостоятельной науки со смежными дисциплинами - физиологией, педагогикой, социологией, логикой, кибернетикой, обоснование путей этого взаимодействия, взаимно обогащают смежные науки и обеспечивают их совместное плодотворное применение в общественной практике (образцом здесь активное сотрудничество Костюка с академиком В.Глушковым: совместные публикации, исследования и разработки психолого-кибернетического направления в управляемом Костюк институте).

Это также анализ структуры деятельности. Имеется в виду:

во-первых, синхронически структура, которая проявляется в существовании и взаимодействия мотивационной, содержательной и операционной сторон деятельности. Они тесно связаны друг с другом, но каждая из них требует специального внимания, в том числе в педагогическом процессе;

во-вторых, диахронически структура, раскрывается через характеристику систем решаемых субъектом задач. Понимая последнее понятие очень широко, Костюк выделял в деятельности (в частности, осуществляемой учеником) разновидности задач, которые определяются типом психического процесса (восприятие, память, воображение, мышление), который играет ведущую роль в их решении. При этом он подчеркивал необходимость обеспечения центрального места мыслительных задач в структуре процесса учения. На этих принципах Костюк и его ученики обосновали и применили в конкретных исследованиях и разработках так называемый задачный подход к исследованию и построения деятельности.

Важная составляющая научного задела Г.С.Костюка и его сотрудников - выяснение психологических предпосылок эффективности педагогических воздействий, принципов индивидуального подхода к учащимся, требований к методу обучения как способа организации действий учащихся с учебным материалом, а также к построению последнего, как и учебных ситуаций, где он функционирует.

И самый, пожалуй, направление - изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, становления личности, характеристика факторов и этапов этих процессов раскрытия роли, которую играет в их детерминации активности субъекта, а также внешние воздействия, в том числе педагогические, стимулирующие и организуют эту активность. Уточняя тезис о существенной зависимости содержания психического развития от социальной среды, Костюк подчеркивал, что указанный содержание определяется деятельностью субъекта в среде. Учитывая это он считал закономерными неудачи воспитания, которое сводится к совокупности "мероприятий", внешних воздействий на воспитанников и игнорирует их собственной деятельности и ее мотивационную основу - их потребности, чувства, стремления.

Глубокому анализу подвергнуты в работах Костюка присущие субъекту внутренние противоречия как движущие силы психического развития. Это, в частности, противоречия между новыми потребностями и стремлениями субъекта и наличным уровнем овладения средствами их удовлетворения, между уровнем развития, который достиг субъект, и функциями, которые ему приходится выполнять, между тенденциями к инертности, устойчивости, с одной стороны, и в подвижности, изменений - с другой. Педагогические воздействия должны способствовать решению имеющихся противоречий и одновременно возникновению новых, без которых невозможно дальнейшее развитие.

Сегодня важно не только оценить результаты научных исследований психологической школы Костюка, но и исходные принципы и установки, на которых они основываются. Речь прежде всего о сочетание четкости и последовательности отстаиваемых идей с широтой кругозора, открытостью по различным взглядам, способностью синтезировать их рациональные элементы в теоретической системе, учитывающей противоречивую сущность исследуемых процессов.

Ученый постоянно подчеркивал огромной сложности психики - сложности, что делает неадекватными односторонние толкования психологических феноменов и закономерностей (если, например, раскрывая предпосылки развития способностей, предпочитают полное преимущество или врожденным задаткам индивида, или внешним влияниям на него). Вместе сложность, о которой идет речь, не говорит о хаотичности упомянутых феноменов, невозможность их научного познания. Усилия исследователя должны быть направлены на раскрытие, как говорил Костюк, "сложной диалектики" процессов, которые изучает психология, на выяснение иерархических взаимосвязей, которые предопределяют их детерминации. Так, относительно способностей и влияния обучения на них, обобщение экспериментальных результатов позволило сделать вывод, что в стереотипизированные, автоматизированных компонентах умственных способностей диапазон их часто сужается, в гибких их компонентах расширяется. Именно в последних отчетливо выступает индивидуальное своеобразие умственного развития каждого ребенка.

Общая установка на преодоление односторонности последовательно воплощена в исследовании Г.С.Костюком и его учениками психологических проблем обучения и воспитания. Здесь тесно связаны две идеи: 1) активности субъекта деятельности, в частности субъекта учения, подчеркивание ключевой роли, которую играет в развитии этого субъекта развертывания решения внутренних противоречий, 2) рационально организованного, научно обоснованного педагогического управление указанной активностью. Следует уточнить, что понятие управления, как оно трактуется Костюк и его учениками, лишено авторитарного звучания. Одновременно оно согласовано с содержанием одноименной кибернетической и общенаучной категории, охватывающей такие воздействия на объект управления, обеспечивающие соблюдение определенных параметров его функционирования. При этом способы управления должны в полной мере учитывать специфические свойства объекта (если речь идет о человеке, то это, в частности, ее способность к развитию, самодвижения, творчества), а цель управления вполне может предусматривать совершенствование свойств.

Преодоление односторонности в педагогической практике (как и в любой деятельности, направленной на человека) не менее важно, чем в теоретической области. Показательно, что именно с таким преодолением (а не просто с толерантным внешним оформлением осуществляемых воздействий) связывал сущность педагогического такта один из ближайших сотрудников Костюка Иван Синица (1910-1976). Нарушение педагогического такта, - отмечал он, - как раз бывает, когда учитель видит одну сторону дела и не видит другого, когда он делает вывод о поступке односторонне, поверхностно, не вникая в его причины.

В неприятии односторонности заключался не только научно-методологический, но и жизненный принцип Григория Костюка. Он всегда был против вульгаризации, догматизма, упрощенного толкования сложных явлений, всегда стремился гармоничного сочетания взаимодополняющих конструктивных принципов, таких, например, как высокий теоретический уровень исследований и их тесную связь с запросами практики, опоры на отечественные традиции и учета новейших достижений мировой науки.


3. Основные работы

О генезисе понятия числа у детей, "Научные записки Ин-та психологии", 1949, т. 1;

Очерки по icторiи отечественной психологии (XVII-XVIII вв.). Сборник ст.. К., 1952.

Вопросы психологии мышления, в сб.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959.

Принцип развития в психологии, в кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1969.

Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - Киев, 1989.

Костюк Г. С. Обучение i психическое развитие учащихся / / Психологическая наука, учитель, ученик / Под ред. В. I. Войтко. Киев, 1979.

Костюк Г. С. Избр. психол. труды. М., 1988.


См.. также

Балл Г. А. Григорий Костюк - выдающийся психолог Украина / / Образование и управления. - 1999. - № 3. - С. 218-224.

Балл Г. А. Личное мнение / / Творческое наследие Г.С.Костюка и современная психология: К 100-летию со дня рождения акад. Костюка: Матер. III съезда Т-ва психологов Украины. - М., 2000.

Григо́рий Си́лович Костю́к (23 ноября 1899, село Могильно, Херсонская губерния – 25 января 1982, Киев) – украинский советский психолог. Профессор Киевского педагогического института (с 1935 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с. 1947 г.), действительный член АПН СССР (с 1967 г.). Директор научно-исследовательского института психологии...

Краткая биография

Григо́рий Си́лович Костю́к (23 ноября 1899, село Могильно, Херсонская губерния – 25 января 1982, Киев) – украинский советский психолог. Профессор Киевского педагогического института (с 1935 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с. 1947 г.), действительный член АПН СССР (с 1967 г.). Директор научно-исследовательского института психологии УССР в период 1945-1973 гг. (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины).Григорий Силович Костюк родился на рубеже двух столетий в крестьянской семье. Способного подростка приняли на полный пансион в Коллегию Павла Галагана (среднее учебное заведение повышенного типа, действовавшее в Киеве с 1871 г.). Двадцатилетним юношей Г. С. Костюк начал свой трудовой путь учителем в родном селе. Он работал в школе – преподавал математику – и тогда, когда продолжал образование на философско-педагогическом факультете в Киевском высшем институте народного образования, который окончил в 1923 г. В конце 20-х гг. Григорий Силович становится заведующим экспериментальной школой Наркомпроса УССР. Одновременно он оканчивает аспирантуру по психологии, защищает выпускную работу, в которой обобщены наблюдения за умственным развитием учащихся, публикует ряд статей. С 1930 г. Г. С. Костюк возглавляет кафедру психологии Киевского педагогического института и отдел психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики. Работая много и увлечённо, он успешно сочетал педагогическую и организаторскую деятельность с теоретическими и экспериментальными исследованиями. В 1935 г. ему было присвоено звание профессора психологии. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, Г. С. Костюк заведовал кафедрой педагогики и психологии педагогического института в Сталинграде. Переехав затем в Казахстан, он вёл преподавательскую работу в находившемся там в это время Объединённом украинском университете, а вернувшись в освобождённый Киев, стал трудиться на тех же должностях, что и до войны. В 1945 г. профессор Г. С. Костюк выступает инициатором создания НИИ психологии Наркомпроса (впоследствии - Минпроса) УССР (ныне – Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины). На протяжении 27 лет Григорий Силович был директором этого учреждения, в основу деятельности которого была положена разработанная им программа. Всё это время он вел интенсивную и плодотворную работу по организации психологических исследований, подготовке психологических кадров, продолжал преподавательскую деятельность в Киевском педагогическом институте им. А. М. Горького. В 1947 году Г. С. Костюк был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а в 1967 году, когда академия была преобразована во всесоюзную, стал действительным членом. Его неоднократно избирали членом президиума АПН СССР, он состоял членом редколлегии журнала "Вопросы психологии", в течение многих лет возглавлял Украинское отделение Общества психологов СССР. Григорий Силович носил почётное звание «Заслуженный деятель науки УССР», был удостоен ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, других правительственных наград.Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Григория Силовича Костюка в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Григория Силовича Костюка в жанрах.

Костюк Г.С. (ред.) Вікова психологія. Навч. пос. – Київ: Радянська школа, 1976. – 273 с.
Вікова психологія: навчальний посібник / ред. Г. С. Костюк. ­ Київ: Радянська школа, 1976. ­ 269 с.; 22 см. ­ (Педагогічна бібліотека). ­ Бібліогр.: с.265­267 . ­ (в тв. опр.) : 1.00 крб.
На основі радянської психологічної науки автор висвітлює основні питання індивідуального розвитку людської психіки, характеризуючи закономірності її формування в ранньому. переддошкільному, дошкільному і шкільному віці, розкриваючи значення наукового розуміння психічного розвитку дитини для правильної організації навчання та виховання підростаючого покоління. Книжка призначена для вчителів та студентів педагогічних навчальних закладів.

ПЕРЕДМОВА … 3
Розділ І. Предмет вікової психології, її історія і методи … 5
1. Предмет вікової психології … 5
2. 3 історії вікової психології … 9
3. Методи вікової психології … 22
Розділ II. Загальна характеристика онтогенезу людської психіки … 28
1. Характерні риси розвитку психіки … 28
2. Умови психічного розвитку … 33
3. Навчання, виховання і розвиток … 89
4. Рушійні сили розвитку психіки … 44
5. Періодизація психічного розвитку … 49
Розділ III. Раннє дитинство … 53
1. Перші стадії ранього дитинства … 53
2. Переддошкільне дитинство … 73
Розділ IV. Дошкільний вік … 90
1. Розвиток діяльності дитини-дошкільника … 90
2. Розвиток пізнавальних процесів у дітей дошкільного віку … 105
3. Розвиток особистості дошкільника … 121
Розділ V. Молодший шкільний вік … 139
1. Розвиток діяльності молодшого школяра … 139
2. Розвиток пізнавальних процесів у молодших школярів … 147
3. Формування особистості молодшого школяра … 164
Розділ VI. Середній шкільний вік … 179
1. Загальна характеристика психічного розвитку підлітка … 179
2. Розвиток пізнавальних процесів у підлітка … 189
3. Формування особистості підлітка … 204
Розділ VII. Старший шкільний вік … 222
1. Фактори психічного розвитку в юнацькому віці … 222
2. Розвиток пізнавальних процесів і властивостей старшокласників … 233
3. Становлення особистості в ранній юності … 240
Література … 565

Костюк, Григорий Силович. Избранные психологические труды / Григорий Силович Костюк. – Москва: Педагогика, 1988 . – 304 с. — ISBN 5-7155-0091-5 .
Костюк, Г. С. Избранные психологические труды [Текст] : научное издание / Г.С. Костюк. — М. : Педагогика, 1988. — 304 с. — ISBN 5-7155-0091-5 (в пер.) : 9.77 р.
Костюк, Григорий Силович. Избранные психологические труды / Г. С. Костюк; под ред.: Л. Н. Проколиенко; Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1988 . – 302 с. : 1 л. портр. — Библиогр.: с. 282-291 .
Избранные психологические труды / Г. С. Костюк; под ред. Л. Н. Проколиенко; АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1988. –301 с.
Костюк Г.С. Избранные психологические труды. Составители и авторы комментариев: В.В. Андриевская, Г.А. Балл, А.Т. Губко, Е.В. Проскура. Авторы очерка о Г.С. Костюке: Л.Н. Проколиенко, Г.А. Балл. В подготовке книги к печати принимали участие: В.Л. Зливков, В.П. Лысенко, В.Ф. Маценко, И.Е. Разделенко. Научное издание.
(Москва: Издательство «Педагогика», 1988. — Академия педагогических наук СССР. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР»)


Сборник трудов известного советского психолога содержит работы, сгруппированные по четырем разделам. Первый раздел посвящен методологическим проблемам психологии, в том числе характеристике ее задач, взаимодействию со смежными науками Во втором разделе анализируются закономерности психического развития, его взаимосвязь с целенаправленным педагогическим руководством. В третьем разделе представлены теоретические и экспериментальные исследования процессов мышления, в четвертом - труды по истории психологии.
Для специалистов в области психологии, педагогики, философии.
Содержание:
От составителей … 5
Г.С. Костюк и его вклад в психологическую науку … 7
I. Методологические проблемы психологии
Карл Маркс о сознании человека … 21
Ф. Энгельс и проблемы психологии … 45
В.И. Ленин и психологическая наука … 61
Проблема личности в философском и психологическом аспектах … 76
Психологические аспекты опытно-экспериментальных педагогических исследований…86
II. Обучение, воспитание и психическое развитие
Принцип развития в психологии … 99
О взаимоотношении воспитания и развития ребенка … 132
Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника … 150
Психологические вопросы соединения обучения с производительным трудом … 156
III. Проблемы психологии мышления
О генезисе понятия числа у детей … 170
О психологии понимания … 195
IV. Из истории отечественной психологии
Русско-украинские связи в процессе формирования передовой отечественной психологической мысли … 230
Элементы диалектики в психологических взглядах Г.С. Сковороды … 248
Закон перцепции Н.Н. Ланге … 263
Комментарии … 267
Литература … 274
Список основных трудов Г.С. Костюка … 282
Именной указатель … 291
Предметный указатель … 295

Костюк, Григорий Силович. Навчально-виховний процес i психiчний розвиток особистостi [Текст] / Г. С. Костюк; За ред. Л. М. Проколiенко. — Киiв: Рад. школа, 1989. — 608 с .: 1 л. портр. -ISBN 5-300-00643-0. Библиогр.: с. 585-592.- Указ.: с. 593-607
Аннотация: Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Сборник трудов советского украинского психолога, действительного члена АПН СССР Г. С. Костюка (1899-1982).
Костюк, Г. С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості [Текст] : Під ред. Л. М. Проколієнко; Упор. В. В. Андрієвська, Г. О. Балл, О. Т. Губко, О. В. Проскура / Г. С. Костюк. - Київ: Радянська школа, 1989. - 608 с. - ISBN 5-330-00643-0: Б. ц.
Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л. Н. Проколиенко; Сост. В. В. Андриевская, Г. А. Балл, А. Т. Губко, Е. В. Проскура. - К.: Рад. шк., 1989. - 608 с. - На укр. яз.


В книге собраны труды известного советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР Г.С. Костюка (1899-1982). Автор анализирует методологические основы психолого-педагогических исследований, раскрывает закономерности психического развития и пути его стимулирования посредством педагогических воздействий. Рассматриваются проблемы понимания учащимися учебного материала, формирования их способностей, обеспечения индивидуального подхода к учащимся, психологические вопросы соединения обучения с трудом и другие. В книгу вошли также статьи Г.С. Костюка, освещающие психолого-педагогические взгляды выдающихся деятелей отечественной культуры. Для учителей, воспитателей, работников народного образования, преподавателей и студентов пединститутов, всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.
Вступ … 3
I. Теоретико-методологічні засади досліджень психічного розвитку … 14
В.І.Ленін і психологічна наука … 14
Загальна характеристика онтогенезу людської психіки … 70
Про роль спадковості, середовища і виховання в психічному розвитку дитини … 98
Розвиток і виховання … 134
II. Закономірності розумового розвитку та формування здібностей … 194
Мислення і його розвиток … 194
Про психологію розуміння … 251
Про розвиток мислення у дітей (Виникнення поняття числа у дитини) … 300
Здібності та їх розвиток у дітей … 307
III. Педагогічне керівництво психічним розвитком особистості … 374
Навчання і розвиток особистості … 374
Деякі аспекти взаємозв’язку навчання і розумового розвитку … 415
Навчання і психічний розвиток учнів … 421
Поєднання навчання з продуктивною працею - найважливіша умова всебічного розвитку школяра … 436
Про індивідуальний підхід до учнів у навчальній роботі … 448
Про психологічні основи програмування навчання … 463
IV. З історії поглядів на психіку і психічний розвиток … 476
З історії вікової психології … 476
Психологічні погляди Т. Г. Шевченка … 491
Психологічні погляди В. Г. Бєлінського … 503
Питання психології в працях О. І. Герцена … 528
Передові ідеї в психологічній спадщині К. Д. Ушинського … 561
Коментарі … 585
Іменний покажчик … 593
Предметний покажчик … 598

ПУБЛІКАЦІЇ ПРО Г. С. КОСТЮКА

Г. С. Костюк – особистість, вчений, громадянин: до 110-тої річниці від дня народження / за ред. акад. С. Д. Максименка; упоряд. канд. психол. наук В. В. Андрієвська. – Київ: Ніка-Центр, 2010. – 216 с.

Г. С. Костюк — особистість, вчений, громадянин [Текст] : до 110-ї річниці від дня народження / упоряд. В. В. Андрієвська; за ред. С. Д. Максименка. – К. : Ніка-Центр, 2010. – 216 с. – ISBN 978-966-521-581-3: 20.00.

Книгу присвячено Григорію Силовичу Костюку – фундатору сучасної психологічної науки в Україні, засновникові Інституту психології, академіку, професору, заслуженому діячеві науки, нагородженому орденами та медалями. Вона містить статті, в яких аналізується наукова діяльність Г.С.Костюка, а також список його основних праць, у тому числі тих, які не згадувалися в публікаціях попередніх років.
Вчений європейського масштабу, Г.С.Костюк приділяв першорядну увагу створенню національних кадрів у галузі психології – педагогічної, інженерної, вікової, психології мислення, психології творчості, психодіагностики, психології навчання, психології мистецтва, історії психології та спеціальної психології.
Спогади про Г.С.Костюка його сучасників – колег та учнів – яскраво характеризують його постать не тільки як вченого, але й як педагога і талановитого адміністратора, обдарованого широкою ерудицією, високою духовною культурою і людяністю.
Книга розрахована на освітян, молодих учених, всіх, хто цікавиться життям і діяльністю видатних українських діячів у галузі науки та культури.
Проскура О. Учитель. Цікаві факти про життя і діяльність видатного вченого-психолога Григорія Костюка / О. Проскура // Пед. газета. – 2010. – Квіт. (№4). – С.8.

http://www.dnpb.gov.ua/id/1008/?PHPSESSID=4eef8c90a3252cca615fa7ce9860b0be

Статті про Г. С. Костюка

Андрієвська В. В. Пам’ятаємо Вас, Григорію Силовичу [Текст] / В. В. Андрієвська // Практична психологія та соціальна робота. – 2000. – № 3. – С. 29–31.

Балл Г. А. Научная школа Г.С. Костюка: методологические уроки [Текст] / Г. А. Балл // Практична психологія та соціальна робота. – 2007. – №4. – С. 1–4.

Балл Г. Г. С. Костюк и методологические уроки [Текст] / Г. Балл // Психологический журнал. – 2000. – Том 21. – № 3. – С. 112–117.

Балл Г. Наукова спадщина академіка Григорія Костюка і актуальні проблеми психологічної епістемології [Текст] / Г. Балл // Освіта і управління. – 2003. – Т. 6., № 3. – С. 49–56.

Балл Г. О. Григорій Костюк – видатний психолог України [Текст] / Г. О. Балл // Освіта і управління. – 1999. – № 3.– С. 218–224.

Губко О. Визначний діяч на ниві науки і народної освіти України [Текст] / О. Губко // Народна творчість та етнографія. – 2000. – № 1. – С. 120–122.

Губко О. Психолог століття [Текст] : про Г. Костюка / О. Губко // Освіта. – 2000. – 23 лют.-1 берез. – С. 3.

Дічек Н. П. Костюк Григорій Силович [Текст] / Н. П. Дічек // Українська педагогіка в персоналіях: у 2-х кн. – К., 2005. – Кн. 2: ХХ століття. – С. 425–435.

Долинська Л. Джерела мудрості вчителя[Текст] про академіка Г. С. Костюка / Л. Долинська // Пам’ять століть. – 2005. – № 2. – С. 96–97.

Дьяконов Г. В. Діяльнісно-генетичні передумови і засади розвитку діалогічного підходу в роботах видатних українських психологів Г. С. Костюка і С. Д. Максименка [Текст] / Г. В. Дьяконов // Практична психологія та соціальна робота. – 2011. – № 12. – С. 1–4.

Костюк Григорій Силович [Текст] // Професори Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова: 1944-2009: біобібліогр. довідник / НПУ ім. М. П. Драгоманова; [укл. : Г. І. Волинка, О. С. Падалка, Л. Л. Макаренко; за заг. ред. В. П. Андрущенка]. – К., 2009. – С. 210–212.

Максименко С. Д. Теорія специфічних рушіїв розвитку Г. С. Костюка [Текст] / С. Д. Максименко // Розвиток психіки в онтогенезі / С. Д. Максименко. – К., 2002. – Т. 1: Теоретико-методологічні проблеми генетичної психології. – С. 162–172.

Максименко С. Д. Коллегия П.Галагана в индивидуальной и творческой биографии Григория Силовича Костюка [Текст] / С. Д. Максименко // Практична психологія та соціальна робота. – 1999. – №7. – С.2–5.

Ничкало Н. Г. Наукова спадщина Г. С. Костюка і професійна педагогіка [Текст] / Н. Г. Ничкало // Практична психологія та соціальна робота. – 2000. – № 4. – С. 38–42.

Проколієнко Л. М. Вступ [Текст] : [про укр. психолога Г. С. Костюка] / Л. М. Проколієнко, Г. О. Балл // Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості / Г. С. Костюк; за ред. Л М. Проколієнко. – К., 1989. – С. 3–13. ]

Рожнятовська О. А. Фундатор вітчизняної психологічної науки. До 110-річчя від дня народження Г.С.Костюка (1899-1982) / О. А. Рожнятовська [Текст] // Календар знаменних і пам’ятних дат. – 2009. – №4. – С. 75–84.

Чепелєва Н. В. Про ІІ Всеукраїнський психологічний конгрес, присвячений 110 річниці від дня народження Г. С. Костюка [Текст] / Н. В. Чепелєва // Практична психологія та соціальна робота. – 2010. – № 12. – С. 77–80.

Юрченко В. Гуманістична психологія Григорія Костюка [Текст] / В. Юрченко // Рідна школа. – 1999. – № 12. – С. 25–27.

(Методологические и теоретические проблемы психологии.)

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности,- и болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).

Диалектический характер развития находит свое выражение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющихся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вторую. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых, форм поведения, овладение новыми способами действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности (СНОСКА: Психология личности и деятельности дошкольника М, 1965.)

Читайте также: