Какие отношения связывают поэта и толпу. «Поэт и толпа», анализ стихотворения Пушкина

Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Какова композиционная роль открытого финала текста?

После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман…» и «Там, где море тихо плещет…».

При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательское» русло.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

  1. Основное настроение стихотворения - «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?

    Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?

    Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?

    На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?

    Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

    Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?

    Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?

    Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» - «печаль светла» - «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

    Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

    Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?

    Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

    В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка».

УРОК 3. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно-стилистических особенностей стихотворений «Пророк», «Поэту».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

    Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

    Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

    Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

    Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

    В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

    Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?

    Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

    Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…», 1830) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

    Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

    Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?

    Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

    Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

    Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

    Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом труде: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.

УРОК 4. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать:

Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

    О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?

    На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

    Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

    Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

    Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

    Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»

    На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

    Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

    Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

    Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

    Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. - М., 1993. - С. 28.)

    Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

    Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие - приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил - А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

    Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

    Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

    Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

    Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная , рука рассеянная ). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно ). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий ), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные ), сравнения (душе противны вы, как гробы ). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны ). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» - пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа». Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.
Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово - в жизнь.

Поэту.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.


Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Справочный материал для школьника:

Пушкин Александр Сергеевич - представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.

Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834).

Лекция, реферат. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


19.10.2008/реферат

Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

4.03.2010/реферат

Специфические черты поэзии течения символизма. Особенность изобразительной манеры Анненского, импрессионистический стиль и новаторство. Источники символизации для поэта. Мотивы страдания и смерти в его творчестве. Анализ стихотворения "Смычок и струны".

27.04.2010/курсовая работа

1.11.2009/контрольная работа

Анализ русских народных сказок по типам, их сходство со сказками Коми. Правила поведения для юношей и девушек по книге "Юности честное зерцало". Жанры детского фольклора. Речевая структура сказок-поэм А.С. Пушкина. Анализ стихотворения "Береза" Есенина.

26.11.2009/реферат

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления легендарного российского поэта Александра Блока, этапы развития его поэтического дарования. Место и значение темы России и Родины в творчестве Блока. Литературный анализ стихотворения "Русь".

5.01.2011/реферат

Образ Кавказа в истории русской литературы и анализ своеобразия композиции стихотворения С. Есенина "На Кавказе". Характеристика фатализма как отличительной черты русской литературы и анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Мы еще повоюем!".

11.01.2011/контрольная работа

"Серебряный век" в русской поэзии: анализ стихотворения А. Ахматовой "Слаб мой голос…". Трагедия человека в стихии гражданской войны, герои деревенской прозы В. Шукшина, лирика Б. Окуджавы. Человек на войне в повести В. Распутина "Живи и помни".

12.01.2011/презентация

Детство и отрочество Николая Степановича Гумилева, формирование его литературных вкусов. Анализ стихотворения "Капитан". Служба в уланском полку во время Первой мировой войны. Приговор Петроградской Чрезвычайной комиссии и приведение его в исполнение.



Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, которое будет полезным при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1828 году.

Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.

Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы ».

Эпитеты - «вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный ».

Олицетворения - «душа вкушает хладный сон ».

Сравнения - «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна ».

История создания

20-е годы 19 столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрел славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.

Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.

Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем - и весь мир.

Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стих назывался «Чернь», однако он был переименован поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.

Тема

Центральная тема произведения - роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто « рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа лишь удивленно переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чем прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.

В ответ « чернь » настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря - истинные ценители искусства и те, кто не видит в нем смысла - никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, что тратить свои силы на их просвещение.

Также Пушкин открывает еще одну насущную проблему своего времени - желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные под заказ произведения зачастую имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.

Композиция

Произведение написано в виде диалога между непризнанным поэтом (лирический герой) и толпой (« чернь »).

Стихотворение условно можно разделить на четыре части.

В первой части показана непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Ей невдомек, для чего нужна поэзия, какова от нее реальная польза.

Во второй части поэт упрекает « чернь » в том, что он беспокоится лишь о собственной корысти.

В третьей части « чернь » наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что все равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывает удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и приземленной « чернью ».

Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Средства выразительности

В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры (« червь земли», «хладные скопцы »), эпитеты (« вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный »), олицетворения (« душа вкушает хладный сон »), сравнения (« душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 15.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное учреждение Ростовской области «Митякинский техникум агротехнологий и питания»

Методическая разработка учебного занятия

ОУД.01. «Русский язык и литература. Русский язык»

Раздел 1. Русская литература XIX века

Тема 1.2

Агеева Марина Сергеевна

преподаватель

русского языка и литературы

ст. Митякинская

2017

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Эпиграф:

Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

А.С. Пушкин « К другу стихотворцу»

Цели урока:

образовательные:

    Выявить эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.

    Определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта.

    Осознать мироощущение Пушкина через его лирику.

воспитательные:

    Воспитывать чувства гуманизма.

    Воспитывать познавательную активность студентов.

    Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

развивающие:

    Развивать творческое воображение;

    Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи студентов;

    развивать знания о поэзии русской литературы 19 века,

    развивать навыки анализа лирического произведения.

Вид урока: комбинированный

Оборудование урока:

    портрет А.С. Пушкина, фотографии разных лет;

    аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.

Методические приемы:

    работа с эпиграфом;

    лекция с элементами беседы;

    выразительное чтение стихотворений и чтение наизусть;

    анализ стихотворений;

    применение наглядных средств;

    составление кластера;

    написание синквейна.

Ход урока

I .Организационный момент: Приветствие, проверка состава студентов в группе, проверка готовности к занятию.

II . Этап подготовки студентов к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей понятия.

III . Работа по теме:

1. Вступительное слово учителя

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.

Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)

2. Работа с эпиграфом

- Почему сам Пушкин сказал о себе так открыто и прямо. Как такие сильные громкие слова поэта отражаются в его лирике?

Задумайтесь и в итоге занятия мы вернемся к эпиграфу.

3. Чтение и анализ стихотворений поэта

Стихотворение «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.

Вопросы:

    На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.

    В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?

    Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.

Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в стихотворении «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.

Ученик читает наизусть.

«Пророк» .

    Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

    Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

    Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

    Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

    В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

    Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?

    Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

    Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту » («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».

    Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

    Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?

    Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

    Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

    Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

    Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .

Чтение наизусть.

Устный анализ стихотворение и тезисное конспектирование основных этапов анализа стихотворения (вид самостоятельной работы).

      1. Итог занятия. Синтез.

1. беседа

- Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?

Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое назначение. Целью поэта является пробуждать чувства, говорить правду – «глаголом жечь сердца людей».

2.Работа с эпиграфом.

Почему А. С. Пушкин сказал о себе так открыто и такие сильные громкие слова о том, что несмотря ни на что и ни на кого, он- поэт. И он гордиться этим.

3.Выставление оценок студентам за работу на занятии.

V . Домашнее задание :

1. Написать синквейн о теме поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Спасибо за работу.

Читайте также: