Образовательный портал. Электронные учебно-методические комплексы как объекты инфраструктуры учебного процесса

Пояснительная записка.

Использование электронных ресурсов в процессе преподавания различных дисциплин в средних учебных заведениях сегодня является одним из актуальных вопросов педагогики. В условиях развития современного образования они являются одним из важнейших элементов методического обеспечения реализации образовательных программ. В связи со стремительным развитием различных наук, изменением учебных программ и планов преподаваемых дисциплин использование в педагогической практике традиционных бумажных носителей информации не позволяет в полной мере реализовать полноценную подготовку специалистов. Одним из успешных решений этой проблемы является использование учебных фильмов, слайдов, презентаций, электронных изданий учебно-методических материалов и электронных учебных комплексов. Их преимущество по сравнению с традиционными учебниками в том, что они позволяют получать студентам новую современную информацию через графические изображения, фото, видео и аудио, а также их сочетание. Все это служит дополнением к традиционным методам обучения студентов .

Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) – представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины.

ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая); средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины .

Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК. К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки.

Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий нами было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика” Приложение 1.

Цель создания ЭУМК: систематизировать материал для организации и проведения уроков информатики на 1 курсе.

Данная цель реализуется через следующие задачи :

  • помочь преподавателю более эффективно организовать процесс усвоения учебного материала;
  • способствовать повышению качества визуальной информации по предмету;
  • развивать познавательные способности студентов, активность и самостоятельность.

Предполагаю, что использование данного пособия:

  • позволит применять собранный материал быстро и эффективно, что отразится на качестве учебного процесса;
  • поможет любому учителю с минимальными затратами времени подготовиться к занятиям;
  • способствует разнообразию форм работы на уроке.

Электронное учебное пособие создано при помощи программы AutoPlay Media Studio.

ЭУМК содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка

2. Нормативные документы:

  • рабочие программы (050709 (0312) Преподавание в начальных классах, 050704 (0313) Дошкольное образование);
  • календарно-тематические планы.

3. Материалы к урокам:

  • теоретический материал к урокам, лекции;
  • презентации.

4. Контрольно-измерительные материалы:

  • контрольные и проверочные работы;
  • тематические тесты;
  • рабочие тетради;
  • кроссворды, ребусы;
  • лабораторно-практические задания.

5. Электронные игры по разделам.

6. Учебники и учебные пособия (в электронном варианте) .

7. Темы рефератов.

8. Полезные программы:

  • конструктор тестов АСТ-тестирование;
  • графический исполнитель Кенгуренок;
  • графический исполнитель Стрелочка;
  • Turbo Pascal;
  • Calculus (системы счисления) и т.д.

Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.

Презентации, лекции и контрольно-измерительные материалы разработаны автором, некоторые взяты из периодической печати.

Все материалы, представленные в пособии, можно изменять, дополнять, а также распечатывать.

Представленное пособие может быть использовано преподавателями информатики специальностей 050709 Преподавание в начальных классах , 050704 Дошкольное образование .

Список литературы.

  1. .Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А.В. Осин. – М.: Ритм, 2005.
  2. Осин, А.В. Создание учебных материалов нового поколения информатизации общего образования [Текст] : Тематическое приложение к журналу “Вестник образования” – М.: Просвещение. – 2003. – № 2.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Введение

В настоящей статье представлены основные идеи организации работ с электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК) – важной инфраструктурной составляющей учебного процесса, в том числе дистанционного. Эти работы являются составной частью проекта «Разработка и внедрение современных технологий для управления электронными образовательными ресурсами учебного заведения и предоставления информационных услуг потребителям», который в настоящее время реализуется в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ).

Отметим очевидные преимущества применения ЭУМК:

доступ к учебным материалам из любой географической точки;

доставка электронных материалов дешевле, чем покупка литературы;

упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

использование учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с помощью Интернета и мобильных устройств;

получение и развитие знаний, навыков и умений по современным технологиям и стандартам;

своевременное и оперативное обновление электронных материалов.

Ниже описываются основные позиции регламента использования ЭУМК, который предназначен для практической реализации указанных преимуществ. Полная версия проекта регламента представлена на сайте Центра дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами ТГТУ (ЦДОКП) http://cdokp. tstu. *****.

Основные понятия электронного учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению студентами дисциплины в соответствии с программой учебного плана. Учебно-методический комплекс

представляет собой один из видов технологической документации учебного процесса. В состав УМК входят рабочая программа дисциплины и учебно-методические материалы по лекционным, практическим и/или лабораторным занятиям, курсовому проектированию и т. п.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – это УМК, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания. Требования к составу и содержанию ЭУМК аналогичны требованиям к составу и содержанию УМК.

Электронные документы, входящие в состав ЭУМК, могут разделяться по природе основной информации (текстовые, звуковые, программные, мультимедийные продукты), целевому назначению (учебные, справочные, научные, производственно-практические, нормативные), технологии доступа (локальные, сетевые, комбинированные).

Носители ЭУМК: энергонезависимые переносимые носители (диски CD и DVD, флоппи-диски, карты памяти) и серверы.

Специфические требования к ЭУМК

Безусловно, ЭУМК должен удовлетворять традиционным требованиям дидактического и методологического характера: научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, обеспечению активности и сознательности учащихся в процессе обучения, прочности усвоения знаний и т. п.

Для ЭУМК существенную роль играют:

технологичность изготовления. Электронный учебно-методический комплекс может и должен создаваться большинством преподавателей, не обязательно специалистов в области информационных технологий ;

унификация оформления компонентов. Отдельные компоненты ЭУМК, особенно для одной специальности, должны иметь унифицированное представление, дающее целостность восприятия учебного материала;

возможность использования различных средств доставки контента. Электронный учебно-методический комплекс должен функционировать как в сети (включая Интернет и локальные сети), так и в автономном режиме;

Информационное наполнение ЭУМК включает в себя подготовку всех электронных документов, входящих в состав ЭУМК. Ответственными за информационное наполнение являются авторы ЭУМК и кафедры, утвердившие состав и содержание ЭУМК. Технологическое сопровождение макета включает его адаптацию к новым форматам ЭУМК, организацию хранения и распространения ЭУМК, обеспечение управляемого доступа к ЭУМК с использованием макета.

Данный макет может быть применен для доступа к локальным, сетевым и комбинированным ЭУМК и их составным частям; использоваться как при самостоятельной работе студентов, так и в ходе аудиторных занятий с преподавателем.

Подразделениями, передающими ЭУМК для размещения в базе данных, являются кафедры университета. ЭУМК передается на любых машиночитаемых носителях. Допускается приводить сетевой адрес ЭУМК.

Состав ЭУМК, передаваемый кафедрой, должен строго соответствовать составу, приведенному в рабочей программе по дисциплине; содержание документов ЭУМК – их целевому назначению.

При передаче ЭУМК заключается лицензионный договор, а после принятия его на хранение подготавливается макет представления.

Организация хранения ЭУМК

Электронная библиотека (ЭБ) – это информационная система для накопления, хранения и использования электронных ресурсов учебного назначения, в том числе ЭУМК. База данных ЭБ – это структурированное хранилище полнотекстовых электронных документов. Хранение ЭУМК в ТГТУ осуществляется следующим образом:

локальные ЭУМК хранятся на переносимых носителях в хранилищах и по технологиям ЗНБ ТГТУ;

сетевые ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ ТГТУ (http://lib. tstu. *****);

комбинированные ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ, их копии – на переносимых носителях в ЗНБ ТГТУ.

При хранении ЭУМК поддерживается их резервное копирование, обеспечивается защита от несанкционированного использования, компьютерных вирусов .

Внесение изменений в ЭУМК

Внесение изменений в ЭУМК, хранящихся в базе данных ЭБ, может осуществляться в связи с совершенствованием содержания ЭУМК, применением новых образовательных технологий, расширением или оптимизацией состава учебно-методических материалов.

Внесение изменений в ЭУМК может быть осуществлено:

персоналом ЭБ в соответствии с запросом кафедры;

В последнем случае организован специальный авторизованный режим доступа к ЭУМК.

Изъятие из обращения ЭУМК

Изъятие из обращения ЭУМК может осуществляться в связи с неактуальностью дисциплины или специальности. Подразделениями, инициирующими изъятие из обращения ЭУМК, являются кафедры.

Организация доступа пользователей к ЭУМК

Доступ к ЭУМК организуется с использованием следующих компонентов инфраструктуры учебного процесса: электронная библиотека, доступная через web-сайт научной библиотеки http://lib. tstu. ***** и web-сайт ЦДОКП http://cdokp. tstu. *****. ЭБ, предоставляет возможности информационно-поисковой системы для поиска нужных ЭУМК и выполнения допустимых операций над ЭУМК. Отметим, что доступ к ЭБ может осуществляться из любой географической точки, откуда доступен Интернет; читальные залы научной библиотеки ТГТУ. В них выдаются ЭУМК и/или документы ЭУМК, подготовленные на машиночитаемых носителях информации, таких как CD или DVD. Доступ к ЭУМК и/или отдельным документам ЭУМК авторизуется, то есть осуществляется на основе разрешений пользователям различных категорий. Для учета и оперативного анализа работы с ЭУМК организована система сбора статистической информации и система обратной связи с пользователями.

Ограничения доступа пользователей к ЭУМК

Здесь приведены общие типовые положения, касающиеся ограничений доступа пользователей к ЭУМК. Типовые положения будут действовать, если иное не предусмотрено лицензионным договором. Ограничения доступа к ЭУМК обеспечиваются системой авторизации ЭБ - универсальной службой для определения и контроля прав доступа пользователей ко всем электронным образовательным ресурсам. ЭУМК представляют собой один из видов контролируемых ресурсов. Право доступа к ЭУМК определяется системой авторизации в зависимости от следующих параметров: вид операции над ресурсом, категория пользователя, расположение пользователя, вид учебно-методической литературы , специальные разрешения документа, организационная единица, специальные разрешения пользователя.

Над документами ЭУМК могут выполняться следующие операции: просмотр текста (контента) ресурса; просмотр содержания ресурса; загрузка ресурса, получение информации о ресурсе; просмотр аннотации ресурса; заказ электронной копии; заказ документа в библиотеке; просмотр или загрузка документа только из локальной сети университета; просмотр статистики документа; заказ дополнительной услуги.

Категории пользователей ЭУМК: зарегистрированные, в том числе внутренние (являются сотрудниками или студентами университета) и внешние (не являются сотрудниками или студентами университета); незарегистрированные пользователи («гости»); привилегированные (с особыми полномочиями).

Расположение пользователя определяет точку, откуда происходит удаленный доступ к электронным ресурсам: локальная сеть (компьютерные классы, другие рабочие помещения университета); специальная локальная сеть (компьютерные классы и помещения ЦДОКП, читальные залы и помещения научной библиотеки); сеть Интернет.

Виды учебно-методической литературы, представленной электронными документами: учебная основная, учебная дополнительная, методическая, научная, справочная, полный ЭУМК, учебный курс.

Специальные разрешения для документа определяют права доступа, которые применяются только для данного электронного документа. Понятие «организационная единица» используется для определения прав, которые применяются либо только для пользователей из этой организационной единицы, либо только для ЭУМК, используемых в данной организационной единице. Выделяются единицы: студенческая группа, кафедра, факультет, специальность. Специальные разрешения для пользователя определяют права доступа, которые применяются только для данного пользователя.

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение обеспечивает юридические условия временной передачи университетом пользователям неисключительных прав на использование ЭУМК в установленных пределах. Лицензионное соглашение представляет собой публичную оферту и предусматривает полный и безоговорочный акцепт пользователей. Субъектами лицензионного соглашения являются университет (лицензиат) и пользователь ЭУМК и/или документами ЭУМК (лицензиар).

Лицензионное соглашение ТГТУ предусматривает передачу лицензиару права использовать любой учебный материал из состава ЭУМК только для организации учебного процесса по утвержденным планам и программам Тверского государственного технического университета. Система доступа к ЭУМК построена так, что доступ к документам невозможен в случае несогласия пользователя с условиями лицензионного соглашения.

Заключение

ЭУМК являются основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии. Они могут и должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы . Включая в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, ЭУМК представляют собой ключевые объекты инфраструктуры учебного процесса.

В современном мире специалист, должен быть широко эрудирован, разносторонне профессионален, владеть методологией научного творчества, новейшими информационными технологиями, методами обработки, получения и фиксации научной информации. Использование информационных технологий в образовательном процессе средних профессиональных организаций следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития образования в нашей стране .

Сегодня информатизация учебного процесса является реальной необходимостью, т.к. большинство современных студентов не мыслят свою жизнь без компьютера. Им неинтересно изучать по настенным таблицам, записывать лекции, иногда даже слушать рассказ преподавателя, выполнять практическую работу в тетради. Не случайно большинство студентов, особенно технического профиля обучения, считают дисциплины экономического цикла второстепенными. Как же развить интерес к ним?

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР), являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, способствуют развитию профессиональной и социально-трудовой компетентности студентов, а так же их информационной культуры. Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность осуществлять процесс обучения на новом качественном уровне (полная его информатизация), позволяя многократно увеличить возможности преподавателя и студента в процессе учебной деятельности .

Одним из самых востребованных способов использования ЭОР, в целях информатизации учебного процесса при изучении дисциплин экономического цикла, считаю использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам экономического цикла. ЭУМК - это категория электронных образовательных изданий, который может состоять из следующих модулей: курс лекций, методические указания по выполнению практических занятий, методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы, инструкционный материал, средства самоконтроля и т.п.

В центре нашего внимания внедрение ЭУМК по дисциплинам экономического цикла как средство для учебной деятельности студентов. ЭУМК - программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний . Другими словами, ЭУМК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс .

Мною разработаны электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Организация предпринимательской деятельности» для студентов 4 курса специальностей разного профиля обучения, «Организация научно-исследовательской деятельности», «Управление персоналом» для студентов 2 и 3 курсов специальностей социально-экономического цикла. Каждый, из которых содержит следующие дидактические модули: модуль № 1 Рабочая программа, модуль № 2 Введение в предмет, модуль № 3 Курс лекций, модуль № 4 Методические указания по выполнению практических занятий, модуль № 5 Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, модуль № 6 Дидактический материал для самоконтроля знаний по предмету. Основой такой обучающей программы является некоторый алгоритм обучения, чему способствует структура ЭУМК.

Используются ЭУМК на занятиях при изучении вышеперечисленных дисциплин систематически на всех этапах занятия. Занятия проводятся с использованием интерактивной доски, обязательное условие наличие мобильного устройства, планшета, ноутбука в целях обеспечения индивидуальной работы студентов. Каждая тема лекционного и практического занятия включает текст ЭУМК. Каждая тема заканчивается вопросами и заданиями для самоконтроля, закрепления.

Для изучения нового материала применяю, прежде всего, в том случае, когда наряду с текстом имеются и фото-, графо-схема- материалы. Например, при изучении пакета управленческой документации можно продемонстрировать унифицированные формы этих документов, на интерактивной доске оформить эти формы, опираясь на образец оформления (который представлен в инструкционном материале ЭУМК).

Для обеспечения учебного процесса наглядными материалами использую также электронный каталог «Документационное обеспечение управления». Это позволяет студентам самостоятельно оформить любой управленческий документ баз помощи преподавателя. И самое главное, лучше запоминают и усваивают материал лекции и практического занятия. А также, в итоге у студентов вырисовывается подсознательно четкая картина, какими знаниями, умениями и навыками (то есть компетенциями) полученными ранее, они обладают, к чему необходимо стремиться. В результате, студенты могут получать последующее задание по выполнению сквозной задачи, которая необходима для формирования учебного портфолио по дисциплине. В дальнейшем эта компетентность (умения и навыки) используются при изучении профессиональных модулей.

Необходимым условием эффективного управления познавательной деятельностью студентов является получение обратной связи (информации) о ходе учебного процесса, или мониторинг уровня их знаний, умений и навыков, т.е. сформированности определенных компетенций. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов позволяет и обеспечивает преподавателя оперативной обратной связью. Достоинством всех электронных учебно-методических изданий (ЭУМК) является наличие материалов для контроля, которые позволяют осуществить первичный, рубежный и итоговый контроль, устранить проблему накопления и объективность выставления оценок .

Для самоконтроля в ЭУМК предлагаю выполнить тестовые задания разных типов и уровней, криптограммы, составить «кластер» понятий, синквейн по теме учебного занятия.

Контроль полученных знаний посредством электронных тестов позволяет:

Сократить время на проверку знаний;

Снизить эмоциональное напряжение;

Повысить объективность контроля знаний, обеспечить 100%-й охват студентов;

Информатизировать процесс оценки знаний;

Реализовать одну из важнейших форм контроля - самоконтроль.

Результатом является не только повышение интереса студентов к изучению дисциплин, но и повышение качества знаний студентов. Конечно, интересней работать со студентами, которые стремятся улучшить свой конечный результат, повысить профессиональную компетентность, быть разносторонне знающими и развитыми специалистами.

Студенты обязательно должны владеть терминологией. Многие социально-экономические термины сложны для запоминания, поэтому на каждом занятии стараемся закреплять термины. Глоссарий терминов ЭУМК помогает студентам выбрать оптимальное для запоминания распределение, а составленный «кластер» понятий закрепить эти термины и использовать при формировании понятийного аппарата на следующем занятии. Существует положительная динамика по усвоению терминов.

Результативным является использование методических указаний по выполнению практических заданий и рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе студентами всех курсов и специальностей, делая этот процесс не только познавательным, но и увлекательным. Например, при выполнении опережающего задания, связанного с научно-исследовательской (проектной) деятельностью программой предусмотрено мини исследование, которое проводиться в процессе внеаудиторной самостоятельной деятельности студентами, поэтому методические указания и рекомендации по осуществлению данного вида деятельности помогут выполнить это задание, подготовить его к защите и защитить.

Так же следует отметить, что результатом педагогического воздействия электронных учебно-методических комплексов является не только приобретение знаний, умений и навыков, а раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры самостоятельно добывать и применять знания, развитие критического мышления.

ЭУМК имеет целевое назначение:

1) для участников образовательного процесса, т. е. для преподавателя и студента;

2) для учебной дисциплины.

Достоинства ЭУМК:

Помогает студентам осознать целевую картину изучаемого материала дисциплины;

Облегчает усвоение материала;

Правильный отбор учебного материала;

Индивидуализирует обучение и облегчает условия для профессионального саморазвития и самореализации личности;

Активная самостоятельная деятельность студента по усвоению материала;

Рациональная дозировка его подачи;

Обеспечение возможности каждому студенту работать со свойственной ему скоростью;

Постоянный контроль деятельности студентов и ее результатов;

Совершенствовать контроль и самоконтроль;

Повысить результативность учебного процесса .

Главными достоинствами ЭУМК являются высокая степень наглядности, компактное изложение учебного материала, ориентация на дифференцированный уровень подготовки, адекватная оценка студента. Наглядность и конкретность изложения материала обеспечивается интерактивными демонстрационными средствами; дифференцированный подход - средствами электронных рабочих «кейсов»; адекватность оценки студента - использованием многоуровневых тестов и инвариантных заданий. Организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, построенная на ЭУМК, способствует подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности.

ЭУМК по дисциплинам экономического цикла внедряются в педагогическую практику ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» и не только, с 2013 года в рамках реализации ФГОС СПО. Их целесообразность подтверждена результатами экспертных заключений ГБОУ ДП (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» (№665 от 20.03.2013 г., №794 от 12.11.2014 г.). ЭУМК по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» решением редакционно-издательского совета ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» (протокол №9 от 23.12.2014 г.) рекомендован к изданию.

В электронной версии электронные учебно-методические комплексы размещены на личном сайте преподавателя (http://irinasudutkina.jimdo.com) в разделе «Электронная библиотека: в помощь студенту» и на портале колледжа (http://sgpek.ru), в сетевой папке «Методическое объединение преподавателей социально-эконмического цикла» в разделе «Методическое сопровождение ФГОС СПО».

В заключение хочется отметить, что информатизация учебного процесса посредством внедрения электронных образовательных изданий и ресурсов, следует воспринимать как данность и необходимость, в которой мы все сейчас оказались и живем. Это связано с бурным развитием компьютерных технологий. Плюс в том, что информация стала более доступной даже студентам (через Интернет). Поэтому у преподавателя есть возможности при меньших затратах времени дать больший объем знаний, обеспечить большую практическую направленность обучения. Активизация деятельности преподавателя, увлеченность предметом, использование новых средств обучения позволяют обучающимся почувствовать свою значимость в учебном процессе (мотивация), обеспечивают заинтересованность студентов, активизируют их мыслительную деятельность, предоставляют возможность проявить индивидуальные способности, оценить свой рост.

Но не следует забывать, что электронное образовательное издание, даже самое лучшее, не может и не должно заменять печатную версию книги. Так же, как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронное издание, принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же, как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменить чтение и изучение обычного учебника, а напротив, побуждать студента сесть за книгу .

Л итература:

1. Вознесенская Н. В. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза / Н. В. Вознесенская, В. И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3 (7). - С. 6-9.

2. Каракулина О.И. Роль электронных образовательных ресурсов в повышении качества знаний студентов / О.И. Каракулина //Освоение и внедрение современных образовательных технологий: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, 27 февраля 2013 г.) - М.: Спутник, 2013. С. 126-129.

3. Концепция долгосрочного образования социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 02.11.15).

4. Мерлина Н. И. Электронный УМК и его роль в организации самостоятельной работы студентов / Н. И. Мерлина, М.А. Ситникова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1 (13). - С. 33-38.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003. - С. 272.

6. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 367-370.

7. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 2009. - С. 454-455.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК): понятие, подходы к определению, достоинства и недостатки, комплектность, структурные компоненты

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Применение ЭУМК направлено на решение актуальных задач современного образования: сокращение аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов; восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого студента учебными и учебно-методическими материалами; экономия учебных площадей; автоматизация контроля знаний студентов; расширение контингента студентов и предоставление более гибкого и доступного образования. Современный учебно-методический комплекс дисциплины, наряду с обязательными и традиционными требованиями, должен обеспечивать самостоятельное изучение теоретического материала, комплексный контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль, промежуточную аттестацию), методическое сопровождение обучения, дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Поэтому электронный УМК должен содержать комплект электронных учебных документов (аннотация и содержание учебного курса, рабочая программа и учебный график, методические рекомендации); электронные учебные издания (учебники, учебные пособия, виртуальные лабораторные практикумы, комплекты тестов и программы контроля знаний); учебно-справочные и учебно-библиографические электронные издания.

При организации ЭУМК основной трудностью является разработка электронных учебных материалов - электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но технологические и дидактические возможности такого УМК несоизмеримо шире. Это и адаптация изучаемого материала к уровню знаний студента и под индивидуальные запросы обучаемого, и компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта, процесса, и встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний, и интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса, и полномасштабное мультимедийное оформление и др.

Таким образом, при использовании в учебном процессе современного вуза электронных учебно-методических комплексов создаются предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации. Основополагающим фактором создания и использования в практике современного высшего образования электронных учебно-методических комплексов является достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателя высшей школы. В структуре ИКТ компетентности преподавателя можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная ИКТ-компетентность. Системное применение ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя - это система развития, совершенствования, углубления базовой ИКТ - компетентности преподавателя, того инварианта знаний, умений и опыта, который позволяет ему решать образовательные задачи, средствами ИКТ, и непременно трансформируется в предметно-ориентированную, предполагающую освоение специализированных технологий и ресурсов и внедрение их в образовательную область учебной дисциплины.

Совершенно очевидно, что необходимым и обязательным элементом такой системы является повышение квалификации в области ИКТ. Интегративным качеством такой системы и, одновременно с этим, диагностируемым результатом ее деятельности, как системы, является информационно-педагогическая среда, ее качественный состав, масштаб и степень устойчивости во времени. Определяя перечень ИКТ-компетентностей преподавателя, мы ведём речь о педагоге, готовом и способном не только использовать в своей деятельности ИКТ как таковые, но и создавать на этой основе новые, научно подкреплённые, эффективные практики (или практико-ориентированные, методически обоснованные решения конкретных проблем).

Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе университета в Марийском региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров при Марийском государственном университете была разработана и реализуется программа повышения квалификации «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза». Для сопровождения программы был создан одноименный электронный образовательный ресурс - электронный учебно-методический комплекс программы повышения квалификации. Отличительной особенностью ЭУМК «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза» является интерактивность обучения, реализуемая за счет использования в комплексе различных визуальных, вербальных, мультимедийных средств. Интерактивная анимационная модель позволяет использовать методику проблемного обучения, обеспечивающую усвоение научных понятий и закономерностей на основе личного опыта взаимодействия с моделью.

Методика обучения созданию ЭУМК и дальнейшей работы с ним сложный процесс, здесь невозможно применение каких-либо эталонных или шаблонных форм даже технологически, хотя бы потому, что структура создаваемого ЭУМК, в первую очередь, определяется спецификой предметной области. Преподаватель сам выбирает и структурирует учебный материал в своем комплексе, определяет уровень интерактивности, степень самостоятельности изучения теоретического материала, виды и формы контроля знаний глубину методического сопровождения обучения и т.д. Системный подход является основополагающим в построении методики реализации данной программы повышения квалификации, что предполагает поэтапное формирование знаний, умений и опыта сначала работы с электронным учебно-методическим комплексом, а затем, на основе проектной методики, создания ЭУМК по преподаваемой дисциплине.

Первоначально слушателю предлагается ознакомиться со структурой комплекса, изучить основные разделы. На последующих лекционных занятиях происходит ознакомление с программными средствами позволяющими создавать различные модули комплекса. На занятиях подробно рассматривается структура и содержание каждого модуля. Даются подробные указания по составлению и размещению учебного материала в ЭУМК. Так же рассматривается дальнейшее применение электронного ресурса в педагогической деятельности, выявляются проблемы, встречающиеся при работе с ним, и предлагаются наиболее оптимальные пути преодоления этих проблем. На практических и семинарских занятиях первоначально слушателями проводятся исследования уже существующих электронных учебно-методических комплексов, выявляются их преимущества и недостатки, проводится анализ содержательной части, оценивается дизайн. В дальнейшем слушателю предлагается выбрать программу, в которой он будет создавать ЭУМК, и после этого только происходит последовательное конструирование самого комплекса.

На самостоятельную работу выводится создание теоретической и практической части ЭУМК. Слушатель сам выбирает основные темы и задания, которые будут включены в комплекс. А преподаватель курсов помогает правильно их разместить. Преимуществом создания ЭУМК является то, что слушатель постоянно его может дополнять и изменять, то есть его самостоятельная работа не заканчивается на курсах, а продолжается и на месте его работы. Следовательно, формирование высокого уровня ИКТ - компетентности не заканчивается по окончании курсов, а совершенствуется и в дальнейшем, чему способствует и система педагогической поддержки преподавателя в применении ИКТ в профессиональной деятельности.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Минеева Ольга Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации


Аннотация
Данная статья посвящена описанию электронного учебно-методического комплекса «Английский язык», разработанного в информационной образовательной среде Moodle и внедренного в учебный процесс преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина.

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «ENGLISH FOR STUDENT OF NON-LINGUISTIC FACULTIES»

Mineeva Olga Alexandrovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin
PhD in Pedagogical Science, associate professor of Chair «Foreign language professional communication»


Abstract
The experience of the use of Moodle resources in English language teaching is presented on the example of development of the electronic educational-methodical complex «English for student of non-linguistic faculties» at Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod.

Введение новых образовательных стандартов в системе высшего образования в России ориентировано на повышение качества образования и предусматривает создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов. В этой связи происходит перераспределение учебной нагрузки за счет сокращения часов, отведенных на аудиторные занятия, и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Поэтому для обеспечения должного качества учебного процесса в вузах наряду с традиционными средствами обучения внедряются информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), это «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» .

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется работа по разработке и использованию в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов, которые базируются в виртуальной образовательной среде Moodle.

Эффективность обучения английскому языку студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в условиях малого количества часов, отведенных на аудиторную работу, в большой степени зависит от методически грамотно составленного ЭУМК по дисциплине . Существенной поддержкой в очном обучении служит ЭУМК «Английский язык», разработанный преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина. Далее мы рассмотрим структуру и содержание названного выше курса.

Структура и образовательный контент ЭУМК «Английский язык» были определены спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», требованиями образовательных программ и другими нормативными и документами . Учебный предмет «Английский язык» изучается студентами на первом курсе в первом и втором семестрах и на втором курсе в первом семестре.

Основными целями разработки и внедрения ЭУМК «Английский язык» явились:

– организация сопровождения образовательного процесса по дисциплине «Английский язык» учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами в электронной форме, повышающими качество подготовки учащихся;

– повышение эффективности управления самостоятельной работой учащихся ;

ЭУМК «Английский язык» имеет тематическую структуризацию и включает в себя:

инструктивный блок организационно-методического характера. В данном блоке располагаются:

– аннотация ЭУМК с указанием разработчиков ЭУМК, целевой группы, подходов, принципов и методов обучения;

– цели, задачи и образовательные результаты. Целью дисциплины «Английский язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – сформировать у студентов систему знаний об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) в сопоставлении с родным языком; – научить студентов находить, воспринимать, и обрабатывать в соответствии с поставленной задачей различную информацию на иностранном языке, полученную из печатаных и электронных источников в рамках социокультурной и профессиональной сфер общения; – сформировать у студентов навыки и умения грамотно, аргументировано и логически верно строить устную и письменную речь на английском языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия; – сформировать готовность студентов к использованию иностранного языка как средства общекультурного развития, самообразования и профессионального самосовершенствования;

– инструкция по работе с ЭУМК, являющаяся комплексом рекомендаций, помогающих студенту организовать процесс обучения оптимальным образом;

– рейтинг-план учащегося, разработанный в соответствии с учебной программой дисциплины и определяющий порядок изучения элементов дисциплины согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Он включает в себя сроки прохождения элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, формы отчетности и виды контроля;

– в учебный блок дисциплины включены специально отобранные и четко структурированные дидактические материалы, представляющие собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя со студентами. Дидактический блок представлен совокупностью теоретических и практических материалов дисциплины. Рассмотрим их:

Теоретический материал по изучаемым темам представлен с использованием элемента Moodle Лекция. Содержание лекций направлено на оперативность, достоверность, полноту и глубину изучения учебного материала: лекция разбита на части, сопровождается контрольными вопросами в конце лекции. В тексте лекций имеются ссылки на иллюстрации и заимствованный материал (учебники, пособия), внутри текста размещены гиперссылки на презентации, видео, аудиоматериалы и другие образовательные ресурсы.

Практические материалы включают в себя практические и самостоятельные работы, содержат полное дидактическое описание, включающее цель занятия (работы), образовательные результаты и/или формируемые компетенции, вопросы и/или задания (задачи), выносимые на занятие (работу), ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для подготовки ответов или выполнения заданий (задач), а также показатели и критерии оценки задания (работы) обучающегося на занятии, если они входят в рейтинг-план. К практическим материалам относятся также тренировочные тесты, содержащие открытые правильные ответы и пояснения к ним .

– в блок контроля включены средства проверки знаний и материалы для проведения входного, текущего, рубежного контроля; материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся (зачет / экзамен).

Материалы для проведения промежуточной аттестации студентов представлены: – рекомендациями по подготовке к экзамену (зачету); – контрольными вопросами к экзамену (зачету), где перечень вопросов представляется в заданной последовательности и в полном соответствии с заявленным содержанием ЭУМК; – типовыми практическими заданиями на экзамен (зачет), приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения этих заданий; – тренировочными и/или контрольными тестами по всему содержанию ЭУМК; – критериями и показателями оценки ответа учащегося на экзамене (зачете).

– в информационно-справочном блоке представлены ресурсы для изучения курса. Информационно-справочные материалы включают в себя:

– словарь основных слов и выражений, а также терминов, охватывающий теоретический и практический материал всего ЭУМК и выполненный с помощью элемента «Глоссарий» и функцией автосвязывания объектов;

  • Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.
  • Карпенко Т.Е. Структурирование дистанционного курса по иностранному языку в контексте кредитной системы обучения // Знание. 2015. № 11-1. С. 104-109
  • Черемисина Харрер И.А. Использование информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 71-74
  • Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях НГПУ им. К.Минина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HwNL/kYsn65rQ2 (дата обращения: 15.12.2016г.)
  • Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).
  • Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 81-86
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Читайте также: