Тема родины поэзии а блока. Тема Родины в поэзии А

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Родина!? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Это страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

Каждый человек вправе гордиться не только своей Родиной - страной, гражданином которой является, но и своей Малой Родиной - местностью, в которой он живёт: своим городом или селом. Необходимо сердцем почувствовать, что это самое родное и останется с ним на всю жизнь, гордиться ею и любить ее. Это чувство сопереживания, по-особенному ярко выражают поэты.

Цель: рассмотрение образа родины – России в поэзии русских поэтов.

Поставил задачи:

    провести анализ стихов

    провести краткое исследование актуальности данной темы для современного поколения с помощью анкетирования

    отразить личное восприятие Родины

Методы:

    изучение и анализ литературы

    описание

    анкетирование

Объект исследования: творчество русских поэтов.

Предмет исследования: тема родины в творчестве поэтов.

Выдвинутая гипотеза: стихи о Родине нужны современному поколению.

Актуальность темы: в необходимости прививать любовь современной молодежи к своей Родине. Важно, чтобы современное поколение видело ее красоту через поэзию и умело защищать ее интересы.

Для написания работы я изучил литературу:

1. «И тебе я в песне отзовусь». Сборник стихотворений Сергея Есенина Москва, «Московский рабочий», 1986

2. Л. П. Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина Москва, «Просвещение», 1990

3. Русская советская литература. Хрестоматия, 10 класс, части 1 и 2 Москва, «Просвещение», 1987

I этап: подготовительный – определил цель, задачи

II этап: планирование работы – подобрал литературу, провел анализ литературы, определил способ предоставления результатов

III этап: исследование – составил вопросы анкеты, проводил опрос одноклассников

IV этап: результаты и выводы – проведение презентации, проанализировал информацию и сделал выводы

V этап: выступление – выступил на школьной конференции

Практической значимостью моего проекта является выступление на классном часе, формирование любви к Родине у современного поколения.

Отражение личностного восприятия Родины

1.1 Моя Родина - Россия

Так называется наша страна (Россия или Российская Федерация).

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На карте (Приложение I) много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна. А какие прекрасные города есть в нашей стране. (Приложение II).

Москва – столица России, крупнейший в государстве город, а также промышленный, политический, культурный и научный центр (один из важнейших в мире). Расположен он в европейской части страны, на реке Москва, в междуречье Волги и Оки. Столица - главный город государства, страны. А символ столицы нашего с вами государства - (Кремль). А над Кремлем развивается государственный флаг – символ государства.

1.2 Знакомство с государственными символами

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах (Приложение III).

Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Флаг (Приложение IV) нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн (Приложение V) – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

1.3 Югорская земля – родина моя (Приложение VI)

Я живу в городе Нижневартовске, который расположен на северо-западе Сибири. Здесь работают мои родители, здесь пошел я в первый класс, здесь живу и учусь, занимаюсь спортом. Свои спортивные успехи в настольном теннисе я посвящаю моему городу - моей малой Родине. (Приложение VII)

Сильные морозы, непроходимые болота, комары, мошка. Сама жизнь здесь – преодоление. Раньше в городе не было хороших дорог, тротуаров, везде валялся мусор. Сегодня город меняется в лучшую сторону. Горожане каждый год сажают здесь различные деревья, чтобы в нем было больше зелени. Появилось много красивых газонов, высотных домов и фонтанов, его достопримечательностью, например, стало Комсомольского озеро. Сейчас это лучшее место для отдыха горожан. По утрам вокруг него совершают пробежки жители, заботящиеся о своем здоровье, по вечерам гуляют влюбленные пары и молодые мамы со своими малышами, наслаждаясь красивым пейзажем.

1.4 Русские поэты о Родине

Любить и прославлять свою Родину могут только истинные патриоты. Такими патриотами были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, И.А. Бунин и другие русские поэты.

А.С. Пушкин в своих стихах говорит о могуществе России: (Приложение VIII)

«Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Ее, беснуясь, потрясали.

Смотрите ж: все стоит она!»

О ее Великом будущем:

«Святая Русь…Моя Россия:

Лик кроткий, мученицы нимб...

Я верю, праведный Мессия

Воздаст страданиям твоим!»

М.Ю. Лермонтов воспевал необъятность и красоту родного края: (ПриложениеIX)

Но я люблю - за что, не знаю сам,

Ее степи холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

С.А. Есенин любил свой народ и был предан ему и своей Родине и выразил это в стихотворении «Гой ты Русь моя родная»: (Приложение X)

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

1.5 Поэты Югры о Родине

Основной мотив лирики поэтов - северян – это родная природа сурового края, его богатства:

В.Н. Козлов

Наша Родина - Югра

Мы живем с тобой в Югре!

Нет привольней и добрей

И богаче края,

чем земля родная.

Мы должны её беречь,

Как свою родную речь.

А любить и уважать

Как свою родную мать.

Сергей Трохименко

Не смотря на лютый холод,

Все невзгоды и усталость.

Нижневартовск, светлый город,

Был построен, всем на радость.

По годам, совсем он молод,

Сердцу милый и пригожий.

Памятник при въезде в город,

Нежно мы зовём - "Алёшей".

Как они познают Родину в семье?

Эти вопросы в моей анкете для моих одноклассников и их родителей.

(Приложение XI, XII, XIII)

Анализ ответов на вопросы анкет показали, что ребята мало знают о родине в поэзии русских поэтов и совсем мало о поэзии Югорских поэтов.

(Приложение XIV, XV)

Елена Ивановна организовала открытый урок по литературе, на тему «Родина и ее образ в поэзии русских поэтов», на котором я читал стихи о Родине. На урок была приглашена поэтесса Александра Дарьина. А. Дарьина читала свои стихи о России.

Тема Родины в поэзии А. Блока

И в тайне ты почиешь, Русь.

А. Блок

Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России — времени социальных потрясений. Поэт верил, что “рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”. Источником этой веры для него явилась Россия — “роковая” страна, затаившая в недрах своих великое мятежное начало.

Родина в творчестве А. Блока является неотделимой частью, продолжением и дополнением всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта в годы реакции. В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:

Ты и во сне необычайно,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна...

С какой любовью А. Блок описывает в этом стихотворении русскую природу! Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, бурные вьюги, переплетаются с горящими селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами... Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской

древней воли

Пронзил нам грудь.

В 1905 году было написано стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже звучала патриотическая тема. Блок верил, что для России наступает новый период, что в борьбу вступили новые люди, вышедшие из “тьмы погребов”. И этому поколению принадлежит будущее:

Мы не стали искать и гадать:

Пусть заменят нас новые люди!

В тех лее муках рожала их мать.

Так псе нежно кормила у груди.

Величие России — в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл — одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла — “Река раскинулась...” — автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха. Устремленность в будущее выражается как бы убыстренным ритмом:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит стенная кобылица

И мнет ковыль...

Образ-символ коня проходит через весь цикл стихотворений. В философски сложном цикле произведений А. Блока создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль о подвиге. Вот почему ему так близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В “непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Россия — буря” — так говорит поэт. В годы революционного подъема Россия повернулась к А. Блоку “новым ликом”:

На пустынном просторе, на диком

Ты все та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта.

Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, обратился с яростным призывом к своим современникам:

На непроглядный ужас жизни

Открой, скорей открой глаза.

Пока великая гроза Все не смела в твоей

Отчизне,— Дай гневу правому созреть,

Приготовляй к работе руки...

В поэме “Возмездие” А. Блок пытается предугадать будущее России и спрашивает:

Какие ж сны тебе,

Россия. Какие бури суждены?

Осознание трагизма судьбы России заставляет поэта только сильнее любить ее. А. Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция:

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие...”. Но в них главное — любовь к России.

Именно она движет всем творчеством поэта. Именно она сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века. В его лирике те же интонации любви к России, что и в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Это же чувство связывает его и с современниками: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски нежным и страстным С. Есениным. Эти поэты учат любви беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу. Так любил Родину и Александр Блок. В ней он черпал силы для добра:

Дивись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи.

Зинкевич Максим.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектная связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры. Таким образом, мотивацией данной работы явилось желание показать, что поэзия - это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха. Задачи данной работы: рассмотреть стихотворения поэтов 19-20 вв., посвященных Родине; рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется содержанием; проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии 19-20 вв.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Лексика темы «Родина» в русской поэзии».

МОУ «Родниковская СОШ».

Руководитель: Безносова Н.А.,

Учитель русского языка и литературы,

МОУ «Родниковская СОШ».

Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются. Они имеют свое прошлое и настоящее, в котором зарождаются элементы будущего состояния языка. Язык - хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времен, поколений и их традиции.

Язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы, особенно в лирике русских поэтов.

Главными критериями художественной литературы были и остаются народность, правдивость, искренность, высокая поэтическая культура, а также неразрывная диалектическая связь с традициями народного творчества и богатейшим наследием русской, классической культуры.

Таким образом, мотивацией моей работы явилось желание показать, что поэзия – это мир не только новой поэтической действительности, но и продолжение традиций русского поэтического стиха .

Тема моего исследования: «Лексика темы « Родина» в русской поэзии».

Цель исследовательской работы:

Показать самую разнообразную по семантике лексику, раскрывающую понятие «Родина».

Задачи:

  1. рассмотреть стихотворения поэтов XIX –XX вв., посвящённых Родине.
  2. рассмотреть группы наиболее активных, регулярно повторяющихся, а также и новых слов, с помощью которых понятие Родины наполняется определенным содержанием.
  3. проследить преемственность восприятия образа России в русской поэзии XIX-XX вв.

Методы исследования:

  1. анализ поэтических произведений русских поэтов XIX-XX вв.
  2. работа с литературоведческими текстами.

В данной работе было проанализировано около 30 стихотворений поэтов XIX – XX вв. Это произведения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Д. Д. Минаева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой и других поэтов данного периода.

Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия - мать, Россия - невеста (жена), Россия - сфинкс, Россия - огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. В то же время восприятие Родины и соответственно образ России у каждого поэта своеобразны, что отражается уже в характере номинаций и их выборе. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, могут включать самую разнообразную по семантике лексику, среди которой выделяются группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов. С их помощью формируется обобщённо-отвлечённый смысл слов и словосочетаний, называющих Родину (Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов и т.д.); понятие Родина наполняется определённым содержанием.

Родина, Отчизна, Отечество, родной край, родимый дом. Этот синонимический ряд можно продолжить.

В поэзии XIX в. можно выделить несколько наиболее часто повторяющиеся лексические группы:

*существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, элементы их материальной и духовной жизни, явления природы:

кров, очаг, дом(домик), хижина, изба, обитель, угол(уголок), приют, лес, река, ручей, холм, дуб, нивы, луга, поля, оратай, пастух, стадо, поселянин, песня, жаворонок и др.

*существительные, несущие мотивы детства, семьи, рода:

Прадеды, деды, предки;

Отец, мать, брат, семейство;

Супруг, супруга, жена;

Сын, чада, дети.

*существительные, называющие какое-либо дерево или несколько деревьев:

Лес, деревья, древо, дубрава;

Дуб, вяз, липа, берёза.

Все перечисленные существительные являлись традиционными поэтизмами и зачастую сочетались с такими же традиционными определениями-эпитетами. Назовём некоторые из них:

*Приди под кров родной,

Под кров уединенный,

Счастливый и простой.

(П.А.Вяземский).

* Оратай острый плуг увозит за собою,

И, медленной стопой идя под отчий кров,

Поёт простую песнь в забвенье всех трудов.

(К.Н.Батюшков).

* О, родина моя, о сладость прежних лет!

О нивы, о поля , добычи запустенья!

О виды скорбные развалин, разрушенья!

Унылость на холмах!

(В.А.Жуковский).

*Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет,

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Там всё – там родших милый дом,

Там наши жёны, чадо;

О нас их слёзы пред творцом;

Мы жизни их ограда.

…И царский трон, и прах царей,

И предков прах священный .

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

(В.А.Жуковский).

Все выделенные слова и словосочетания входят в единый словарь названной темы, в ассоциативный лексический комплекс. Родина у разных поэтов почти лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины «малой родины», родины «сельской», «деревенской». Описания имели мало общего с реальной жизнью русской деревни и носили условный характер. Они выражали некое поэтическое обобщение, как элемент стиля, «определённый строй представлений, переживаний, оценок». Наличие большого количества разнообразной лексики (существительные, прилагательные, глаголы) рисуют картины запустения, передающие чувство тоски, печали и горести.

Слово дуб традиционно связано не только с темой «большой Родины», т.е. государства, но и с темой дворянского рода, символизирует мощь и силу рода, связь поколений; вяз символизирует «малую родину».

*Сокроюсь с тайною свободой,

С цевницей, негой и природой,

Под сенью дедовских лесов.

(А.С.Пушкин).

*О, суждено ли мне увидеть край родной,

Друзей оставленных, друзей всегда любимых,

И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

(Е.А.Баратынский).

* В стране моих отцов, под сенью древ знакомых….

(В.А.Жуковский).

*Ветвями голыми махая, древний дуб

Чернел в лесу пустом…

(П.А.Вяземский).

* И старый вяз в конце селенья

Шумит, столетний часовой…

(Н.Некрасов).

Ассоциативный комплекс, который нёс в себе словарь темы Родины в поэзии первых десятилетий XIX в. постепенно разрушается. Этот процесс уже наблюдается в поэзии А.С.Пушкина. Именно в его поэзии художественное слово приобретает конкретизацию, индивидуальность, его «непоэтичная» , не освящённая традициями поэтического употребления, лексика стала основой обобщения, формируемого индивидуальным контекстом. Так тема Родины смыкается с темой человеческой судьбы, дороги. Образ дороги очень выразителен, дорога большая, длинная, проходящая через всю Россию, поэтому позволяет увидеть страну в различных проявлениях и в разные временные периоды. Описывая действительность, А.С.Пушкин всё же опирается на традиционную лексику, но вводит и новые слова в словарь темы Родины:

Долго ли мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил ,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил….

А.С.Пушкин.

В данном стихотворении вместо традиционных слов дом, обитель, хижина, кров мы читаем ироническое – берлога.. Традиционные лексические единицы в контексте стихотворения приобретают конкретное национальное, историческое и психологическое содержание. Отсюда эмоциональное состояние лирического героя называют традиционные для поэзии чувства, вызываемые реальной российской действительностью – тоска, скука .

Так на основе лексики, уже освоенной, формируется новый словарь темы Родины, называющий наиболее характерные признаки русского пейзажа, климата, русского быта и общественной жизни.

Традиционная лексика, связанная с темой Родины, продолжает использоваться в поэзии Пушкина и в поэзии послепушкинского периода, но в составе этой лексики происходят некоторые изменения. Традиционный поэтизм иногда заменяется синонимом, не характерным для поэзии XIX в. Например, слово хижина заменяется словами изба(избушка), хата ; Вместо слов селянин, оратай начинают использоваться слова мужик, пахарь:

*Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

(С.Есенин).

*Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(С.Есенин).

*Десятиной скудной

Тащится мужик,

За работой нудной

Над сохой поник.

(Д.Д.Минаев).

Можно привести ещё ряд слов, тесно связанных с темой Родины. Широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, метель, буран, зима дают традиционное представление о России как северной стране, лишенной тепла и солнца. Обращение к реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются слова поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой Родины связаны слова дым, дымка, журавли . Приведём ряд примеров:

* Поле, русское поле.

Светит луна или падает снег.

Счастьем и болью вместе с тобою.

Нет, не забыть тебя сердцу вовек.

(И.А.Гофф).

*Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл…

(Н.Рубцов).

*Стаи птиц.

Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

(К.Бальмонт).

*И те неяркие просторы,

(А.Ахматова).

Тесная связь таких слов с темой Родины ведёт к их частой повторяемости в тех поэтических произведениях, в которых тема Родины играет большую роль. Эту тесную связь мы наблюдаем и в поэтических произведениях уральских поэтов, которые не только продолжают традиции поэтов XIX в., но и вносят изменения в состав художественной семантики. Приведём примеры:

*Окликаю по имени рощу

И по отчеству поле зову.

Ничего нет, наверное, проще,

Чем любить это всё наяву.

(Н.И.Година).

*…В туманной мгле , в осенних ливнях

Под жёлтым яростным дождём –

Гори, гори, моя Россия!

…Я – стебелёк в костре твоём…

(И.Банников).

*Не страшен, Русь, тебе Наполеон,

Страшней они – заезжие Дантесы!..

…Ушла заря.

И сполз туман с холмов,

И дуб обнял соседские берёзы.

И мужики так звонко у домов

По всей округе отбивают косы !..

(В.Богданов).

* Мои пути, костры, палатки

Издалека – увидя вблизь,

Учись терпению солдатки –

Как наши матери звались, -

Тоску достойно пересилив,

Разлуки гордо пережив,

Когда

Годами по России

Отцы держали рубежи.

(Б.Ручьёв).

Итак, тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении XIX в. претерпел ряд изменений. Основные изменения в лексическом составе темы Родина соответствуют общим тенденциям в изменении норм поэтической речи: наблюдается яркий переход от стилевого слова с устойчивой ассоциативностью условного характера к слову с конкретным смыслом. Слово приобретает «историческую конкретность и бытовую подвижность», что делает поэтическую речь демократичной.

Свою работу мне хочется завершить стихотворением уральского поэта Н.И.Годины «Родина».

Взглянул, будто вынул занозу,

Серебряной рощи кольцо,

Где каждую с детства берёзу

Я знаю не только в лицо.

Колодец у бани; как буки,

Два пугала по-над межой…

Здесь родина с маленькой буквы,

Здесь Родина с буквы большой.

Слово «Родина» знакомо нам с малых лет, но вряд ли детским умом можно осознать всю глубину этого понятия. Любовь к родине формируется на протяже-нии всей жизни, и чувство истинного патриотизма присуще далеко не каждому.

Обращаясь к творчеству писателей и поэтов, пони-маешь, что каждый из них пытался осмыслить в сво-их произведениях образ Родины, и каждый касался этой темы с особой трепетностью и осторожностью, ведь любовь к родине — чувство глубоко личное, ин-тимное.

Судьба родины, России волновала и великого рус-ского поэта — А. А. Блока. Вот что пишет он в одном из своих писем: «Этой теме я сознательно и беспово-ротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это пер-вейший вопрос, самый жизненный, самый реаль-ный».

Образ родины во всем ее многообразии осмыслива-ется Блоком не сразу, его восприятие изменяется на протяжении всей жизни поэта. Родина Блока много-лика и противоречива. Но все стихи поэта передают одно — чувство безоглядной, преданной любви. «Как и жить и плакать без тебя», — восклицает он в стихо-творении «Осенняя воля». «Воля», «неоглядные дали», «путь, открытый взорам» — это Россия Блока, привольная и необозримая. Образ родины Блока — женский образ, отсюда «плат узорный до бровей», «разбойная краса», «твой узорный, твой цветной ру-кав» . Россия переплетается у поэта с образом возлюб-ленной, в чем проявляется самобытность его миро-ощущения. Ведь до него родина была олицетворением матери и вдруг:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

В ранней поэзии Блока Россия, еще не понятая, не затронувшая самую глубину души поэта предстает пе-ред нами в облике таинственном, завораживающем:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Она прекрасна, но, наряду со сказочной красотой, Блок видит и «страны родимой нищету» с серыми из-бами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Но Блок верит в будущее от-чизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды.

Главное для поэта — обретение единства со своей страной, с народом, в единении этом вся «жизнь или смерть, счастье или погибель». Полное свое выраже-ние эти чувства получили в цикле «Родина». Стихо-творения, включенные в этот цикл, свидетельствуют о глубоко личном, интимном восприятии поэтом от-чизны («Посещение», «Дым от костра струею си-зой...», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку...»).

«Страшный мир» — это тоже Родина:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Боль и страдания родины дороги и близки поэту, но «страшный мир» — это всего лишь эпизод, как в жиз-ни Блока, так и в судьбе России, этот путь они преодо-левают вместе: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?». Душевные силы, истинная любовь к оте-честву позволяют ему и «страшной» России сказать: «Да, и такой, моя Россия\\Ты всех краев дороже мне». Очень емко образ России раскрыт в одноимен-ном стихотворении:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

Блок с горечью говорит о нищете родного края, не-сущего в себе огромные возможности, скрытую мощь, противопоставляемую силе передовых европейских государств:

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

Но поэт не только предвидит будущее России, он стремится и к переосмыслению ее прошлого в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь не только отра-жение исторических событий, здесь Россия, летящая в будущее сквозь битвы и испытания:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Труден путь России к светлому будущему, много на этом пути трудностей и противоречий, но «невозмож-ное возможно», если в сердце каждого будет жить лю-бовь к родной стране, если мы примем ее такой, какая она есть, как принял ее А. А. Блок:

Россия — сфинкс, ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Читайте также: