Значение и происхождение выражения «Аника-воин. Происхождение и значение и фразеологизма "аника-воин" Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях

Сказка в стихах.

«Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!»

Много сказок есть на свете,
Любят их не только дети,
Каждый взрослый рад послушать,
Бог не зря дал людям уши,
Но прошу,друзья,учесть,
В каждой сказке смысл есть.

Быстро все в кружок садитесь,
Да ушами напрягитесь,
Коль понравится вам сказка,
Жду коммент,внизу привязка,
Хоть и поздний уже час,
Всё ж послушайте мой сказ.

Как давно всё было это,
Вас оставлю без ответа,
Но скажу средь всех героев,
Жил да был Аника-воин,
Крепким был,хочу признать,
Муромцу Илье подстать.

Бог в Илье узрел мужчину,
Поднял на ноги детину,
Тот в ногах имел проблему...
Дальше стоп-не наша тема.
Наш герой Аника-воин,
Он сего стиха достоин.

Двадцать лет Анике было,
Дурь гуляла в нём,бесила,
Быть задирой не боялся,
Перед всеми похвалялся,
Часто бил купцов,бояр,
Грабил торги и базар.

Вскоре грабить надоело
Люд простой,скучнОе дело.
И решил Аника-воин,
Местных впредь не беспокоить,
А рвануть в Ерусалим... (на Босфоре)
Вот что дальше было с ним.

Взяв копьё и меч свой грозный,
Сделав вид вполне серьёзный,
Сев на лошадь покрестился,
В стремя ножками вцепился,
И поехал,так сказать,
Божьи церкви разорять.

Долго ль,коротко он ехал-
Не скажу,то есть не к спеху,
Но,однажды,уж под вечер,
Видит он,ему навстречу,
Кто-то движется с косой,
Чёрный плащ на нём,босой.

Говорит Аника-воин:
"Эй ты,чудище чудное,
Кто ты,царь,или царевич,
Иль заморский королевич,
Как тебя мне называть,
Каким рангом величать.

Я совсем тебя не знаю,
Кто такой,или такая,
Твой наряд мне не понятен,
В кровь испачкан,не опрятен,
Ты лицо своё не пряч,
Кто ты друг,или палач"?

"От тебя Аника-воин,
Я лицо своё не скрою,
Я не царь и не царевич,
Не заморский королевич,
Всякий знает кто есть я,
Я,Аника,Смерть твоя".

Тут Аника улыбнулся,
То ли чёртик в нём проснулся,
Стал куражиться над Смертью,
Коль не верите-поверте,
Он мечём ей стал грозить,
Грозны речи говорить:

"Как в народе говорится,
Смерть героя убоится,
Я,как есть,Аника-воин,
Ты не справишся со мною,
Коль рукам я волю дам,
Ляжешь ты к моим ногам".

"Ты,Аника не хвалися,
Прежде Богу помолися,
Не спасёт тебя и сила,
Я таких,как ты косила,
Знай,тебе не устоять,
Смерть не любит отступать".

Тут Аника рассердился,
За копьё,за меч схватился,
Долго с нею он сражался,
На копьё поднять пытался,
Всё же Смерть была хитрей,
Был герой повержен ей.

Страх в Анику поселился,
Он за жизнь свою взмолился:
"Смерть,прошу тебя и очень,
Дай пожить ещё годочек!"
Всё,что грабил,всё раздам
Бедным людям и церквам".

Смерть в ответ:"Аника-воин,
Ты минуты не достоин,
Что ж живя на вольном свете,
Ты не чтил законы эти?
Только грабил,убивал,
Златом погреб набивал.

Нет,не дам тебе пощады,
Знаешь, люди будут рады,
Будут образам молиться,
И по многу раз креститься,
Скажут:"Сгинул супостат",
Будет весел стар и млад.

Ты был храбрым средь убогих,
Нищих грабил у дороги,
Хвастал силою великой,
Ты не воин-трус,Аника,
Надобно тебя казнить,
Чур,не плакать и не выть.

И взмахнув косою острой,
Для неё всё это просто,
Смерть без тени сожаленья,
Отсекла в одно мгновенье,
Круглый,но пустой кочан,
На Аникиных плечах.

Так погиб Аника-воин,
Лучшей смерти был достоин.
Жалко мне,стиха концовка
С грустью вышла,аж неловко,
Но зато в ней есть намёк,
Добрым молодцам урок.

Аника-воин и Смерть

Жил-был Аника-воин; жил он двадцать лет с годом, пил-ел, силой похвалялся, разорял торги и базары, побивал купцов и бояр, и всяких людей. И задумал Аника-воин ехать в Ерусалим-град церкви Божии разорять, взял меч и копье и выехал в чистое поле - на большую дорогу. А навстречу ему Смерть с острою косою. «Чтоза чудище! - говорит Аника-воин, - царь ли ты, царевич, король ли, королевич?» - «Я не царь-царевич, не король-королевич, я твоя смерть - за тобой пришла!» - «Не больно страшна: я мизинцем поведу, - тебя раздавлю!» - «Не хвались, прежде Богу помолись! Сколько ни было на белом свете храбрых могучих богатырей, - я всех одолела. Сколько побил ты народу на своем веку! - и то не твоя была сила, то я тебе помогала».

Рассердился Аника-воин, напускает на смерть своего борзого коня, хочет поднять ее на копье булатное; но рука не двигается. Напал на него великий страх, и говорит Аника-воин: «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку на один год!» - Отвечает Смерть: «Нет тебе сроку и на полгода». - «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три месяца». - «Нет тебе сроку и на три недели». - «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три дня». - «Нет тебе сроку и на три часа». И говорит Аника-воин: «Много есть у меня и сребра, и золота, и каменья драгоценного; дай сроку хоть на единый час - я бы роздал нищим все свое имение». Отвечает Смерть: «Как жил ты на вольном свете, для чего тогда не раздавал своего имения нищим? Нет тебе сроку и на единую минуту!» Замахнулась смерть острою косою и подкосила Анику-воина: свалился он с коня и упал мертвый.

Аника-воин и Смерть

Стих об Анике-воине начинается таким изображением Смерти:

Едет Аника через поле,

Навстречу Анике едет чудо:

Голова у него человеческа,

Волосы у чуда до пояса,

Тулово у чуда звериное,

А ноги у чуда лошадиные.

В тексте лубочной картины Аника называет Смерть бабою: «Что ты за баба, что за пьяница! (намек на высасывание ею крови) аз тебя не боюсь и кривыя твоея косы и оружия твоего не страшусь». Кроме косы, Смерть является вооруженною серпом, граблями, пилою и заступом:

Вынимает пилы невидимые,

Потирает ею (ими) по костям и жилам -

Аника на коне шатается

И смертные уста запекаются.

На лубочных картинках Смерть рисуется в виде скелета, с косою в руках; коровью смерть (чуму) крестьяне наши представляют безобразною, тощею старухою, в белом саване, и дают ей косу или грабли.

(А. Афанасьев )

Из книги Предводитель энгов автора Этлар Карит

ВОИН КОРОЛЕВЫ С рассветом следующего дня драгуны выстроились двумя длинными рядами во дворе замка от каменной парадной лестницы до подъемного моста, готовые сопровождать королевскую чету в Престё.Рассказывали, что король на заре получил какие-то важные известия,

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

Воин и дипломат Михаил Скопин-Шуйский умер, когда ему исполнилось двадцать три года и пять месяцев. Прими он царский венец и проживи подольше, сколько бы еще сделал для страны… Но известно: история не любит сослагательного наклонения. Что успел совершить- и того немало.

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

Один в поле не воин У меня сложилось впечатление, что после смерти Сталина Берия остался один. Нет, конечно, если бы он сумел довести до народа и коммунистов те идеи, за которые Сталин был убит, то думаю, что его, несомненно, поддержали бы. Но в государственном и партийном

Из книги Четыре солнца автора Жигунов Виктор Васильевич

Неизвестный воин Упрекая князей в том, что из-за междоусобиц они забыли о борьбе с внешним врагом, поэт ставит одного из них в пример остальным: Единъ же Изяславъ, сынь Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовския, притрепа славу деду своему Всеславу.Глагол

Из книги Узаконенная жестокость: Правда о средневековой войне автора Макглинн Шон

Король как воин Из всех обязанностей любого средневекового монарха роль воина являлась первостепенной. Очень немногие правители могли сочетать успешное правление с плохим полководческим талантом или незавидной военной репутацией. Сила божественного или юридического

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Армия монгольской империи автора Тарнбул С

МОНГОЛЬСКИЙ ВОИН Говоря о вооружении монгольских воинов XIII в. и особенно об их внешнем облике, следует иметь в виду, что за сто лет монголы из дикой варварской орды превратились в армию цивилизованного государства. Марко Поло отмечает, что «китайские» монголы «уже не те,

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Воин по имени «Никто» Но это все о корнях Мамая. А если уточнить про него самого? Что его-то имя означает?Для слова «Мамай» нашел две трактовки. Первая - «никто». Честно говоря, сомневаюсь я в этой трактовке. Назвать человека - «Никто»! Это капитан Немо себя так обозвал, так

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Принцесса и рыжий воин Но оставим пока на время просторы Азии, переместимся в старушку-Европу и поговорим о тайнах истории классических, причерноморских скифов. Вот уж, кажется, кого ученые должны были изучить вдоль и поперек. Раскопки величественных курганов на Украине,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

Из книги Китайская головоломка автора Жемчугов Аркадий Алексеевич

И один в поле воин Принятая осенью 1949 года Общая программа НПКСК провозгласила Китайскую Народную Республику «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

Воин и дипломат На Дунае де Рибас зарекомендовал себя как способный командующий флотилией, посему Потемкин оставил генерала в этой должности. 16 декабря 1790 года князь направил Черноморскому адмиралтейскому правлению ордер: «Часть черноморских сил, порученную от меня в

Из книги Люди сороковых годов автора Жуков Юрий Александрович

Первый Воин - Вы спрашиваете, когда было всего страшнее? - Катуков поднял брови и переглянулся со своими друзьями. - Ну что же, вопрос поставлен прямо, и он требует такого же прямого ответа… Пожалуй, под селом Первый Воин 6 октября, не так ли?Все дружно

Из книги Тайная родословная человечества автора Белов Александр Иванович

В скандинавах «спит» воин Атланто-балтийская раса ныне обитает в Скандинавии, на Британских островах. Люди – носители данного атланто-балтийского антропологического типа населяют северные районы Западной и Восточной Европы. Этот тип можно встретить у норвежцев,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Есть русская поговорка: «Аника-воин сидит да воет». Имя «Аник а» избрано для этой насмешливой пословицы неспроста: по-гречески «а» – отрицание «не», «ника» (ника)- «победа».

Наверно, именно поэтому про «воина Анику» и была сложена сказка, в которой он хвастается, что не боится смерти, а когда она вдруг появляется перед ним, начинает трусить и умолять о прощении.

Теперь кличка «Аника-воин» прилагается ко всякому хвастуну, храброму лишь на словах, вдали от опасности.

С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый.
Источник выражения - один из русских народных «духовных стихов» об Анике-воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих восходит к «Повести о прении (борьбе. - Сост.) живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI в.) на Русь с Запада. А имя героя стиха взято, видимо, из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается не иначе как с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики сказания сочли этот эпитет именем собственным, посему и вошел этот легендарный персонаж в книжную культуру Руси как некий Аника-воин. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его же нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».

АНИКА-ВОИН

Жил да был на земле
Храбрые человек Аника.
Много он полонил,
Много он покорил
Царей и царевичей,
Королей, королевичей
И сильных-могучих богатырей.
Собирается Аника
В Ерусалим-град:
Хочет Аника
Святую святыню погубить,
Господень гроб разорить.
Едет Аника через поле,
Навстречу Анике едет Чудо:
Голова у Чуда человеческа,
Власы у Чуда до пояса,
Тулово у Чуда звериное,
А ноги у Чуда лошадиные.
Аника на коне становился
И этому Чуду дивился:
«Скажи ты мне, Чудо, проведай,
Царь ли ты, ли царевич,
Король ли ты, королевич,
Или ты сильные-могучий бога тырь?»
Чудо ему отвечает:
«Я не царь, не царевич,
Не король-королевич,
И не сильный-могучий богатырь,
А я смерть, страшна и грозна,
Вельми непомерна,
Сердцем своим непосульна.
Кто сотворил небо и землю,
Кто сотворил облаки, звезды,
Тот меня сотворил,
По всей земле попустил.
Где кого застану, искоша ю:
В пути, в дороге застану – искошаю,
В избе, на подворье застану – искошаю.
Хочу и тебя, Аника, искоси ти».

«Я палицу подыму, палицей пришибу,
Либо коня попущу, конем потопчу
По главе по твоей».
Она ему отвечает:
«Был на земле Самсон-богатырь,
Был на земле Святогор-богатырь -
И я их искосила,
Хочу и тебя, Аника, искосити».
Возговорит храбрые человек Аника:
«О смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку хоть на полгода:
Сострою я тебе церьковь,
Спишу твой лик на иконе,
Поставлю твой лик на престоле,
И будут к нам съезжаться
Князья и бояре
И сильные-могучие богатыри,
И станут нам свозить казну золотую».
Она ему отвещает:
«Кабы-де брать мне казну золотую,
Были бы у меня горы золотые,
От востока и до запада».
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по рукам и по ребрам.
Возговорит храбрые человек Аника:
«О смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку на один год.
Есть у меня казна золотая,
Раздам я ее по тюрьмам,
По тюрьмам и по богадельням».
Она ему отвещает:
«Казна твоя кровавая -
Душе твоей не помога».
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по костям и по жилам.
Возговорит храбрые человек Аника:
«Смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку хоть на полгода.
Есть у меня отец и мать,
Дай ты мне с отцом с матерью проститься
Она ему отвещает:
«Как же ты ехал на ратное дело,
Зачем с отцом с матерью не простился?»
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по костям, по жилам,
Аника на коне шатается,
И смертные уста запекаются,
Аника с коня повалился,
Тут по Анике и слава.
Одна из самых популярных древнерусских баллад. Основана на переработке одного из сказаний византийского эпоса VIII-IX веков, посвященного Дигенису Акриту – о смерти непобедимого (по-гречески «аникетос») Дигениса. Позднее песня испытала воздействие Повести о споре жизни и смерти (Повесть была распространена в русской литературе с первой половины XVI века).

Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аника-воин

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аника-воин

аники-воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка.

Википедия

Аника-воин

Ани́ка-во́ин - герой русского народного стиха об Анике и Смерти. В переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.

В стихе молодой Аника-воин хвастается своей силой и разоряет беззащитных людей. В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство. Аника-воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть убивает его.

Видимо, русский стих восходит к «Повести о прении живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI века) на Русь с Запада.

Имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos . Русские переписчики могли посчитать эпитет за имя собственное.

Аника-воин перешёл в поговорку «Аника-воин сидит да воет». Его имя упоминается в сказках, притчах, народной драме (например, в пьесе о «Царе Максимилиане», интермедии «Аника-воин»). Его нередко изображали с кратким изложением «Повести о прении живота со смертью» на лубочных картинках.

Читайте также: