Царские церемониалы. Кто был первым русским царем на руси? Портретная галерея Архангельского собора

16 января 1547 г. 464 года назад

В в Успенском соборе Московского Кремля венчается на царство Великий князь Иоанн Васильевич.

Иван IV Грозный

Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда - Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло торжество Православной веры.

Чин торжественной церемонии венчания был составлен митрополитом Макарием. Митрополит возложил на Иоанна знаки царского достоинства - крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.


Царский титул Иоанна был признан Константинополем. Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия».

Царский титул позволял русскому государю занять существенно иную позицию и в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Принятый ранее великокняжеский титул на европейские языки переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в аристократической иерархии стоял наравне с титулом «король».

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т.8, гл.3

С сего времени Российские Монархи начали уже не только в сношениях с иными Державами, но и внутри Государства, во всех делах и бумагах, именоваться Царями, сохраняя и титул Великих Князей, освященный древностию; а книжники Московские объявили народу, что сим исполнилось пророчество Апокалипсиса о шестом Царстве, которое есть Российское. Хотя титло не придает естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя Царя, напоминая Ассирийских, Египетских, Иудейских, наконец, Православных Греческих Венценосцев, возвысило в глазах Россиян достоинство их Государей. "Смирились, - говорят Летописцы, - враги наши, Цари неверные и Короли нечестивые: Иоанн стал на первой степени державства между ими!" Достойно примечания, что Константинопольский Патриарх Иоасаф, в знак своего усердия к Венценосцу России, в 1561 году соборною грамотою утвердил его в сане Царском, говоря в ней: "Не только предание людей достоверных, но и самые летописи свидетельствуют, что нынешний Властитель Московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что Митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал Российского Великого Князя Владимира на Царство". Сия грамота подписана тридцатью шестью Митрополитами и Епископами Греческими.

В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность.

Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления. При нем был составлен Судебник – свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление и началась торговля с Англией.

После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным.

За годы его правления территория России увеличилась почти вдвое - до 5.4 млн кв. км, чуть больше, чем вся остальная Европа. Страна превратилась в огромную державу с высоким международным престижем. Однако в результате опричнины, длительных и неудачных войн государство пришло к разорению, что стало причиной глубокого государственно-политического и экономического кризиса в конце XVI – начале XVII в.

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Феодоровича до Императора Александра III , . Книга издана в память коронования Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Описанию этого события предпослан исторический очерк венчания на царстворусских государей, который…

План
Введение
1 История
2 Перечень венчаний на царство
3 Царский венец
Список литературы

Введение

Венчание на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания - «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».

1. История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1497 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор - митрополит Макарий).

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем - патриархами, в поздний синодальный период - митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители.

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону (меньшую по размеру) возлагал сам Государь (а не священнодействовавший архиерей); причём императрица становилась пред своим супругом на колени (при короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону»; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II).

2. Перечень венчаний на царство

О коронации первого царя см. венчание на царство Ивана IV.О последней коронационной церемонии см. коронация Николая II и Александры Фёдоровны

· Иван IV (1547)

· Симеон Бекбулатович (1575)

· Фёдор Иоаннович (1584)

· Борис Годунов (1598)

· Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царяМарина Мнишек (1606) - первая отдельная коронация царицы-супруги

· Василий Шуйский (1606)

· Михаил Фёдорович (1613)

· Алексей Михайлович (1645)

· Фёдор Алексеевич (1676)

· Иван V и Пётр I (1682) - уникальная совместная коронация соправителейЕкатерина Алексеевна (1724) - отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I)

· Пётр II (1728) - первая коронация императора

· Анна Иоанновна (1730)

· Елизавета Петровна (1742)

· Екатерина II (1762)

· Павел I и Мария Фёдоровна (1797) - первая из шести подряд совместная коронация супругов

· Александр I и Елизавета Алексеевна (1801)

· Николай I и Александра Фёдоровна (1826)

· Александр II и Мария Александровна (1856)

· Александр III и Мария Фёдоровна (1883) - максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности

· Николай II и Александра Фёдоровна (1896).

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III - не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

3. Царский венец

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века - так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка - «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором - «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Список литературы:

1. http://slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/50479.htm

2. Б. А. Успенский. «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов». Москва, «Языки русской культуры», 2000. Стр. 27-31.

3. Въ память Священнаго Коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ Николая Александровича и Александры Ѳеодоровны. Со множествомъ иллюстрацій лучшихъ художниковъ . - СПб.: книгоиздательство Германъ Гоппе, 1896, Часть I, стр. 28.

Одной из немногочисленных форм отражения всей величественности и пышности царской жизни и царского двора является венчание государя на царство. Однозначно, домашний быт, осуществление дипломатических приемов являются непосредственным видением этой жизни, но венчание по своим размерам, значимости и содержанию превосходит другие события из жизни русского царского двора, причем и происходит оно не так часто - один раз в жизни монарха. Поэтому первоначально мы уделяем внимание именно этому явлению. Венчание на царство - это такое событие, с которого начинается правление, берет свое начало определенная эпоха каждого монарха, тем более, если мы говорим о периоде второй половины XVI века и далее. Мы начинаем нашу реконструкцию русского мира царского двора именно с этого момента, чтобы отразить логическую последовательность событий в жизни государя. Прежде чем говорить об особенностях венчания русских царей на царство, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение такому понятию как "венчание на царство" и рассказать об истории данного явления.

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров.

В России "первовенчанником" был Дмитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отнем столе" ("Слово о полку Игореве"), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников. Совершенное в первый раз священное Венчание над Дмитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так митрополит возложил на него "крест от Животворящего Древа", золотую цепь и подал в руки скипетр. Однако само венчание Ивана IV не было запечатлено глазами иностранцев, им об этом было лишь сообщено через два года. Таким образом, прибывавшие в Россию иностранцы во второй половине XVI века могли наблюдать процесс венчания на царство уже только во время коронации Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного.

И вот начинается торжественный выход царя с соблюдением определенной иерархичности, которая отражается не только в четкой последовательности выхода священнослужителей, но и в последовательности выноса икон, начиная с икон богоматерей, а затем уже других вместе с церковной утварью. "Царь со всей знатью, в определенном порядке, вошли в церковь…". Сохранение такого порядка выхода - это соблюдение уважения к старшим или наиболее знатным людям того времени.

Далее царская свита направляется в церкви. Хождение начинается с молитв в Благовещенском соборе, затем свита направляется к гробам предков в церкви по имени Архангела Михаила и затем в церковь (Успения) Пречистой Богоматери, где проходит венчание на царство. Как мы можем предположить, вся эта процессия несет в себе глубокий смысл. В Благовещенском соборе царь молит у Бога благословения на совершаемое дело, некой помощи перед началом венчания на царство, как было принято на Руси у всякого человека, который начинал любое дело, ибо это дело получало поддержку Божью. Далее царская свита совершает хождение к гробам предков, совершая молитву в память об усопших, в память своих предков, и уже только после этого начинается главное действие, которое происходит в церкви Пречистой богоматери. Венчание на царство у русских царей непосредственно и тесно связано с церковью, с почитанием Бога и своих предков, к тому же вся процессия сопровождается церковным пением.

В церкви Пречистой богоматери совершается главное действие. При входе государя в церковь диаконы с хором певчих начинают громко петь многолетие царю, потом патриарх и митрополит в ответ начинают петь гимн вроде молитвы. Царь усаживается в "специально приготовленное для него место", "особый стул", возле которого стоит знать, и тоже в определенном порядке. Читается молитва, после осуществляется переодевание царя, "что делается весьма чинно и торжественно" в "богатейший и бесценный наряд", надевается корона на голову государя, в правую руку ему дают скипетр и державу, а в левую - меч правосудия, богато убранный, также перед царем помещаются все шесть венцов - символы его власти над землями страны. После чего начинается чтение митрополитом молитвы. Горсей очень четко подмечает всю пышность, красоту и богатство царского одеяния: "на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга…", а также и вес одежды - "она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей (dukes)". Какой невероятной силой обладает русский государь, чтобы вынести такую тяжкую ношу?! Мощь царского плеча, его непоколебимость и стойкость, которая должна показать, что царское плечо готово возложить на себя и ту ношу, которая называется властью, данною ему над государством.

Во время движения царь держит в руках жезл из кости единорога, о стоимости которого Горсей с невероятной точностью повествует нам: "жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем …, что стоило ему 7000 марок стерлингов". Отсутствие скупости - вот еще одна особенность венчания на царство русских царей. Скипетр и державу несет перед царем Борис Федорович Годунов; богатую шапку, украшенную камнями и жемчугом, несет другой князь, а шесть венцов царя несут другие. Царь подходит к великим церковным вратам и народ кричит: "Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси". Таким образом, наследник трона становится царем - Федор Иоаннович слышит речь родного народа, которому верностью и правдою будет служить, в речи этой он подмечает согласие народа и его благословение на его (царское) правление. Далее государь направляется к подведенному к нему коню, "покрытому вышитой жемчугом и драгоценными камнями попоной, седло и вся упряжь были убраны соответствующим образом, как говорят, все стоило 300 тысяч марок стерлингов". Здесь, как и в случае с жезлом из кости единорога, виднеется роскошь царского двора; при этом элемент коронации, связанный с подачей коня, говорит о готовности монарха быть воином и защитником своего государства.

Необходимым элементом для движения царя Горсей выделяет подмостки "в 150 морских саженей длиной, в две шириной и на три фута поднятые над землей…", чтобы царь мог свободно пройти от одной церкви к другой и чтобы огромная толпа людей, пришедшая увидеть данное событие, не мешала ходу государя и не задавила его. Масштабы происходящего говорят о невероятной важности данного события, ибо были люди, которые были задавлены толпой, жаждущей увидеть идущего царя, оторвать кусочек золотой парчи, красного бархата или алого стамета, покрывавшие подмостки, по которым только что-то прошел новоизбранный царь. "Каждый желал иметь кусочек, чтобы хранить его как память". Здесь мы видим, что данное событие имеет невероятную значимость в умах народа, жаждущего прикоснуться к своему царю.

Затем царь следует в Думу, там он также занимает свое царское место, "украшенное как и прежде", а на столе стоят шесть его венцов. Один из его приближенных держит царские чашу и кувшин из золота, по обе стороны от него стояли два человека, называемые рындами (kindry). Горсей дает подробное описание одежды прислуги, что в очередной раз говорит о его восхищении роскошью царского двора: "в белой, затканной серебром одежде, с жезлами и золотыми топориками в руках". Князья и знать в богатых одеждах располагаются рядом с царем вокруг по старшинству. Царь допускает каждого поцеловать его руку, затем переходит на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживают его знатные люди. Множество серебряных и золотых блюд от пола до потолка, которые обрисовывает Горсей, также говорит о пышности и роскоши празднований. После этого царь начинает раздавать должности и земли своим подданным, причем размер земель весьма велик.

Празднества царской коронации завершаются пальбой из пушек, "называемой царской пальбой". Четкость и мощь выстрелов, причем в нужное место на точном расстоянии (2 мили) поражают ум иностранца и вызывают у него удивление. Он пишет: "…170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шелком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно".

В своем повествовании описание церемонии венчания на царство русского царя Джером Горсей заканчивает фразой, которая подытоживает все его восхищения царским двором: "Эта царская коронация требует много времени и бумаги для настоящего ее описания. Стоит сказать, что подобного зрелища никогда не видели в России", что говорит о масштабности и великолепии данного явления.

Таким образом, характерными чертами венчания царя на царство являются пышность и роскошь, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов.

Читайте также: