Маяковского. Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского Маяковский как лирик мотивы любви смерти одиночества

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта — крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них — еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля — каторжник с наполовину выбритой солнцем головой!

Или: Материал с сайта

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Дай исцелую твою лысеющую голову

Лохмотьями

Губ моих в пятнах чужих позолот.

Ты! Нас двое,

Ораненных, загнанных ланями,

Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголке вышита.

Мыслящих и чувствующих людей не осталось:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания.

Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком.

Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля –

Каторжник

С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…

…я в плену.

Нет мне выкупа.

Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.

Поводом для создания поэмы “Облако в штанах” стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”.

В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.

Это и противопоставление поэта психологии “жирных”, и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с “одними сплошными губами”. В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Мною опять славословятся

Мужчины, залежанные, как больница,

И женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любеночек.

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт “громадный”, “жилистая громадина”. Он “стонет и корчится” в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошелся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Сердце поэта пылает, оно хочет “выскочить из сердца”:

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.

В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир “жирных”, жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды.

Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Поэма “Облако в штанах” (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” Эти четыре “долой!”, охватывающие все основы буржуазного […]...
  2. Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит […]...
  3. Вы думаете, это бредит малярия? В. Маяковский В. Маяковский – один из лучших по- этов начала XX века, века глубоких соци- альных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней по- эт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цен- зурой), олицетворяющий грядущую рево- люцию. Революция для Владимира Маяковско- […]...
  4. Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]...
  5. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого “ни одного седого волоса”, то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы “Облако в штанах” он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об […]...
  6. Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было Двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле. “Катехизис” миропонимания Маяковского выражается в “четырех криках четырех частей”: “Долой вашу любовь”, “Долой […]...
  7. Замысел поэмы возник у Маяковского в 1914 году. Писал он поэму в Финляндии, куда уехал во время войны, накануне революции. “Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части “Облака”. Расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился. Скоро выяснилось, что Горький рыдает на каждом поэтическом жилете. Все же жилет храню” (В. Маяковский. […]...
  8. С появлением в печати “Облака в штанах” в русской поэзии произошло событие отнюдь не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского покушалась на основы буржуазного миропорядка и предсказывала скорый приход революции. По словам самого поэта, она явилась результатом “выкрепшего сознания близкой революции”. Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после по-сещения Одессы во время черноморского […]...
  9. Среди всего, созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути, особое место принадлежит поэме “Облако в штанах”, написанной в 1914-1915 годах. Каждое слово произведения – дерзкий вызов действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. В автобиографии Маяковский писал: “Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над “Облаком в […]...
  10. Большинство стихов Владимира Маяковского содержат в себе сатирическое и бунтарское начало. Он высмеивает мещан, бюрократов, толпу, обывателей, он выступает на стороне сильных, бесстрашных людей, готовых до последнего вздоха защищать свои идеи. Несомненно, Маяковский и сам был таким: смелый, энергичный, вдохновляющий, желающий обрести при жизни “идеальное” будущее. И он не только хотел, но и делал все […]...
  11. “Облако в штанах” – одна из самых известных ранних поэм В. Мая- Ковского. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний […]...
  12. С раннего творчества Маяковскому была свойственна чрезмерная лирическая распахнутость миру, открытость и незащищенность. Неслучайно самой яркой метафорой его ранней поэзии можно считать “бабочку поэтиного сердца”. В каждом герое ранней лирики чувствуется “сплошное сердце” Владимира Маяковского. Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием “Облако в штанах” , анализ […]...
  13. Творчество Владимира Маяковского мы знаем очень хорошо, ведь об этом талантливом поэте мы узнаем очень рано, еще со слов наших родителей. Его творчество наполнено многими талантливыми произведениями, в которые можно влюбиться с первого взгляда. Поэма “Облако в штанах” привлекает наше внимание интересным названием. Что же вдохновило поэта к написанию этой необычной поэмы? Любовь. В Одессе […]...
  14. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
  15. РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ В. В. МАЯКОВСКОГО “ОБЛАКО В ШТАНАХ” Поэма создавалась на протяжении 1914 – первой половины 1915 года и сначала называлась “Тринадцатый апостол”. Сам Маяковский определял композицию произведения как четыре Крика или четыре части: “долой вашу любовь, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй” и “долой вашу религию”. Вступление звучит предупреждением о том, что […]...
  16. Поэма “Облако в штанах” (1914 – 1915) – одно из самых значительных произведений Маяковского в ранний период его творчества. Важно отметить, что первоначально поэма называлась “Тринадцатый апостол”. Название, безусловно, ироническое и, в то же время, кощунственное по отношению к христианской религии – легенде о двенадцати апостолах. Но именно в нем, на мой взгляд, отразились характерные […]...
  17. Поэма В. В. Маяковского “Облако в штанах” – одно из важнейших произведений его дореволюционного творчества. Он старается представить нам горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Но герой поэмы не собирается мириться с окружающей действительностью, отчего в его сознании появляются четыре “долой”: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!” и напоследок “Долой вашу религию!”. […]...
  18. (1914-1915) Работа над первой пьесой (в марте 1914 трагедия “Владимир Маяковский” вышла отдельным изданием) утвердила поэта в необходимости продолжить творческие поиски в области крупных поэтических форм. В автобиографии “Я сам” Маяковский относит возникновение замысла нового произведения к началу 1914 года: “Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над “Облаком […]...
  19. “Облако в штанах” – это апогей дореволюционного творчества Владимира Маяковского. Начав поэму до Первой мировой войны, Маяковский закончил ее летом 1915 года. Война, раскрывшая социальные и нравственные проблемы эпохи, открыла глаза поэту на неизбежность революции. Первый раз поэма вышла в искаженном, урезанном цензурой, виде в сентябре 1915 года. Второе бесцензурное издание поэмы Маяковскому представилась возможность […]...
  20. Каким образом в приведенном отрывке из поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетиче­ский принцип русской литературы? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что герой поэмы “Облако в штанах”, отрицатель, бунтарь и протестант, преодолевая лич­ную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает свое истинное пред­назначение: быть глашатаем “улицы безъязыковой”, “сегодняшнего дня […]...
  21. Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначально название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внешностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, революционному. Но любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года. […]...
  22. Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка. Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление в развитии советской поэзии и оказали огромное влияние на многих зарубежных поэтов 20-го века. Поэма […]...
  23. Любовная лирика поэта Владимира Маяковского весьма необычна и неординарна. В ней легко уживаются нежность и чувственность, страсть и агрессия, а также грубость, самомнение, гордыня и тщеславие. Подобный феерический “коктейль” способен вызвать у читателей самые разнообразные чувства, однако никого не оставляет равнодушным. К раннему периоду творчества Маяковского относится очень своеобразная и импульсивная поэма “Облако в штанах”. […]...
  24. Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика. Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому по­эмы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир” и “Человек”. В них ярко воплотились стилевые особен­ности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, кото­рые легко и непринужденно включаются в […]...
  25. История создания. Результатом поездки по стране в 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) стала поэма “Облако в штанах”; (1915). Полностью впервые поэма опубликована в 1918 году, в предисловии В. Маяковский писал: “Облако в штанах”; (первое имя “Тринадцатый апостол”; зачеркнуто цензурой. Не вос­станавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; “Долой вашу любовь”;, “долой […]...
  26. В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя […]...
  27. Читая эту поэму, можно живо представить Маяковского, вышагивающего по берегу залива и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих мощных шагов. На мокром песке остаются следы громадных сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Очень скоро Маяковский прочтет свою “программную вещь” Горькому, и внешне суровый автор пьесы “На дне” […]...
  28. Разбирая эту поэму, можно представить Маяковского, вышагивающего по берегу бухты и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих могучих шагов. На сыром песке остаются следы немалых сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Скоро Маяковский прочитает свою “программную вещь” Горькому, и внешне суровый автор пьесы “На дне” будет лить […]...
  29. “Облако в штанах” Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика. Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому помы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир” и “Человек”. В них ярко воплотились стилевые особенности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, которые легко и […]...
  30. Еще не прочитав поэму “Облако в штанах”, только лишь услышав ее название, можно ощутить нечто нежное, мягкое, доброе, нечто грандиозное и значащее в жизни любого человека. Действительно, буйное воображение поэта отталкивалось от реальных событий, в основу величайшей фантазии ложилось земное, всепоглощающее, бурлящее, но, к сожалению, безответное чувство. Любовь к Марии Александровне Денисовой послужила импульсом к […]...
  31. В. В. Маяковский Поэма “Облако в штанах” Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначальное название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марйю Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года. Жанр – поэма. Композиция Поэма “Облако в штанах” состоит […]...
  32. Поэзия Маяковского активна: “Славьте меня!”, “Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!”. Он совершенно меняет устоявшиеся стереотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: “костлявые пролетки”, “пухлые такси”. С лексикой поэт обращается творчески: он “просеивает”, “перемешивает” слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме сочетается “высокий” и “низкий” стили: […]...
  33. Идейно-тематическое своеобразие. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах”; стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдаю­щему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенно­сти […]...
  34. Поэма создавалась на протяжении 1914 – первой половины 1915 года и сначала называлась “Тринадцатый апостол”. Сам Маяковский определял композицию произведения как четыре крика или четыре части: “долой вашу любовь, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй” и “долой вашу религию”. Вступление звучит предупреждением о том, что поэт будет дразнить читателя, задевая и ударяя “об окровавленный сердца […]...
  35. “Облако в штанах” – революционная поэма, и не только по теме, но и по новому, революционному отношению художника к миру, человеку, истории. Элементы трагедии отступают в ней перед жизнеутверждающей патетикой. Конфликт поэта с действительностью теперь находит разрешение в призыве к активной борьбе. Особенно наглядно это прослеживается во второй главе поэмы. Именно в ней Маяковский дает […]...
  36. “Во весь голос” – поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 – январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме […]...
  37. Во второй главе поэмы “Облако в штанах” речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел. Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. […]...
  38. В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме “Во весь голос”. Созданное в декабре 1929- январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что […]...
  39. О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости. Он считал, что […]...
Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского “Облако в штанах”

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову

/> Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ты! Нас двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта.

Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался.

Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля –
Каторжник
С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
…я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит […]...
  2. Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова План I. Поэзия Лермонтова – меланхолия лунной ночи. II. Тема одиночества поэта на его жизненном пути. 1. Символика грусти и трагизма. 2. Трагический разлад между тонкой душой поэта и железным миром. III. Поэтический крест – чувствовать, страдать, мучиться. М. Ю. Лермонтов, ставший литературным преемником Пушкина, резко отличался […]...
  3. Казалось бы, комическое и трагическое, сочетаясь в любом произведении, указывают на его противоречивость, на некоторую неясность мысли писателя или поэта. Но это лишь поверхностное впечатление. Сочетание комического и трагического в творчестве любого художника, посвятившего себя отображению общественной действительности, не просто возможно, но необходимо и даже неизбежно. Владимир Маяковский стал негласным преемником реалистических традиций прошлого, по-новому […]...
  4. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, такой большой и такой ненужный? В. Маяковский Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии. Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, – не что иное, как […]...
  5. Я думаю, что эти слова Ю. Н. Тынянова в полной мере относятся к сатирическим произведениям В. В. Маяковского. Ведь именно сатира, высмеивая пороки, соединяет в себе трагическое и комическое. Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатириков”, а в своей […]...
  6. Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать – так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, […]...
  7. В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Все дореволюционное творчество поэта связано с […]...
  8. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство… Проблема, которую поднял автор текста Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Что помогает человеку не отступать от намеченного пути? Какое влияние может оказать личность на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории? При каких […]...
  9. По теме “Творчество В. Маяковского” предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: “лирический герой”, “остранение”, “пафос”, “метафора”, “тоническая система стихосложения”, “миф”, “утопия”. Темы сочинений Человек настоящего и человек будущего в творчестве Маяковского. Трагедия художественная и трагедия человеческая. Романтическое двоемирие Маяковского. Тема цивилизации и образ города в стихах Маяковского. Пафос дооктябрьского творчества. Лирика любви. Современность […]...
  10. Многие произведения В. В. Маяковского обращены к сатирической теме. Одним из таких произведений является пьеса “Клоп”. Сюжет пьесы и прост, и необычен одновременно. “Бывший партиец” Петр Скрипкин, используя выгоды своего социального положения, намеревается выгодно жениться. Его будущая теща, парикмахерша Розалия Павловна, согласна на такого зятя ради “социальной реабилитации” своей семьи – снятия “клейма” буржуазного элемента, […]...
  11. 1. Факторы формирования личности в семье. 2. Общественно-политические настроения и их роль. 3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов. 4. Посмертные стихи М. Ю. Лермонтова 1840- 1841 годов. И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов Пожалуй, невозможно найти во всей русской поэзии “Золотого века” поэта более […]...
  12. Одинок я – нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. М. Ю. Лермонтов Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни, его мыслей, переживаний. Его произведения пронизаны безысходной грустью; почему-то не можешь представить его улыбающимся, спокойным, счастливым. Лицо автора невольно представляется мрачным, лишенным мимики, с темными глазами, в которых застыли одиночество […]...
  13. Если в предреволюционных стихах Маяковского все больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, написанное в 1920г. В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, […]...
  14. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя […]...
  15. Евгений Базаров – молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни – отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это “непростительной дурью”. В Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма. Говоря “мы”, он подразумевает […]...
  16. В раннем творчестве Владимира Маяковского (еще до Великой Октябрьской Революции) одной из доминирующих тем, была тема любви. Поэт писал об этом великом и прекрасном чувстве в поэме “Облако в штанах”, сделал ее основной в произведении “Флейта-позвоночник”, затронул также в поэме “Человек”. Зачастую любовь в стихотворениях Маяковского – это безответное чувство, которые приносит его лирическому герою […]...
  17. Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся […]...
  18. “Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в […]...
  19. -15 Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь Нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам […]...
  20. Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По какой причине она названа именно таким образом? Поэт задумывал дать поэме название “Тринадцатый апостол”, но в условиях строжайшей критики Маяковскому пришлось изменить его. Никакие попытки […]...
  21. Любовь – это сердце всего. В. В. Маяковский План 1. Маяковский – проникновенный лирик. 2. Бунтарь, отвергающий основы старого мира. 3. “Громада-любовь”. 4. Мотив трагического одиночества. 5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского. Маяковский пришел в русскую поэзию в последнее предоктябрьское пятилетие. Его первые стихи напечатаны в 1912 году. И они сразу же стали заметным явлением. Величие […]...
  22. Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […]...
  23. Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, […]...
  24. Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и но­ваторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотво­рение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотво­рение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
  25. Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ – Здорово в веках, Владимир! М. Цветаева Впервые в литературу Маяковский вошел с появлением манифеста “Пощечина общественному вкусу”, в котором излагается программа футуристов. Маяковский не просто входит в литературу, он врывается, вносит коренные изменения. В манифесте говорится что футуристы – “лицо нашего времени”, предлагают “сбросить […]...
  26. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
  27. Однажды Владимир Маяковский сказал о себе: “Я поэт. Этим и интересен”. На мой взгляд, он до наших дней остается оригинальным художником-новатором. Маяковский вошел в русскую поэзию как певец революции, как глашатай новых общественных отношений. Его стихи в большей своей массе имеют патриотический характер. Лирический герой Маяковского – гражданин, который стремится к лучшему будущему. Они не […]...
  28. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […]...
  29. Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И здесь показательна […]...
  30. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной […]...
  31. ПЛАН 1. Стихи Маяковского – это его жизнь. 2. Ранняя любовная лирика 3. Лирический герой в поэме “Облако в штанах” а) Эмоциональность и особое выражение чувств (любовь – болезнь) б) Чувства лирического героя – чувства автора в) Отражение общественных принципов того времени в произведении 4. Главная Муза Маяковского а) Лили Брик и непростые […]...
  32. Какое значение приобретает в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским ле­том на даче” солярная тематика? Выполняя задание, раскройте, как в стихотворении “Необычайное приключение…” представлен фантастический сюжет – встреча поэта с солнцем. Автором рассматривается характерная для Маяковского тема роли творца в общественной жизни. Уточните, что поэтом реализуется известная метафора, отсылающая нас к личности […]...
  33. Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной “Люблю”. Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Еще ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком еще маленьком сердце […]...
  34. 1. В чем состоит новаторство поэзии В. Маяковского? А. Акцентно-тонический стих Б. Использование гротеска В. Экспрессивные неологизмы Г. Фольклорные образы 2. Что отличает лирического героя ранней поэзии В. Маяковского? А. Оптимизм Б. Одиночество В. Богоборчество Г. Социальный бунт 3. К какому поэтическому течению был близок ранний В. Маяковский? А. Имажинизм Б. Символизм В. Акмеизм Г. […]...
  35. В. В. Маяковский в молодости принадлежал к поэтам-футуристам, потом был связан с литературным движением “ЛЕФ”. Но, несмотря на то, что это, в принципе, обусловило некоторые особенности его творчества и образ лирического героя, творчество Маяковского невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Как всякий “большой” поэт, он оказался выше школ. Несмотря на политический […]...
  36. I. Владимир Маяковский – лидер русского футуризма. (В. Маяковский – один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм как одно из направлений “серебряного века” русской поэзии. (Русский футуризм (от лат. слова, – “будущее”) возник в 1910-х годах. Основой футуристического движения в России было предчувствие краха старого мира и предчувствие будущего “мирового переворота”. Эстетические […]...
  37. Маяковский, работая над поэмой “Про это”, писал: “Исчерпывает ли для меня любовь все? Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…”. Маяковский в начале […]...
  38. Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе. Таких людей Маяковский не стесняется называть дрянью. Рисуя образ дряней, автор употребляет ряд эпитетов и метафор, которые более точно подчеркивают всю немощность этих людей. В […]...
  39. Творчество Владимира Маяковского и при жизни, и после смерти поэта всегда находилось в центре дискуссий, вызывая самые яростные споры. В наше время появились попытки пред­ставить Маяковского официальным певцом советского строя или в лучшем случае просто мастером стихотворной техники. “Агитатор, горлан-главарь”, “революцией мобилизованный и призванный” – исчерпывается ли этими автохарактеристи­ками смысл творчества Маяковского? Вспомним другие не […]...
  40. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО Одна из вечных тем в литературе – тема любви – проходит через все творчество В. Маяковского. “Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”, – считал поэт. В. Маяковский мечтал […]...
Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского

Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот. Ты! Нас

Двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду…” Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголке вышита. Мыслящих и чувствующих людей не осталось: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти “к жирным” существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, “загона”, “закованной земли”, в которых находятся все люди без исключения.

В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества “лилипутов”, в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении “Ко всему” поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля – Каторжник С наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься… …я в плену. Нет мне выкупа. Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, “как маленькая гноящаяся ранка”, быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен.

В поэме “Флейта-позвоночник” поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.


  1. Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой...
  2. Антон Павлович Чехов вошел в литературу в пору ее блестящего расцвета. В своем раннем творчестве он широко использует формы рассказа-сценки, рассказа-анекдота. В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека....
  3. Родословная – свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей от других сущностей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека. Многие люди живо интересуются историей родственников, собирают материалы...
  4. К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893...
  5. Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется от свободы. В. Гроссман “Рукописи не горят…” Сколько раз уже цитировали эту фразу Воланда,...
  6. Война 1941 – 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения, благодаря которым память будет жить....
  7. Кто такой Печорин, или в чем суть конфликта “Героя нашего времени” “Печально я гляжу на наше поколенье Его грядущее – иль пусть, иль темно” В своем произведении М. Ю. Лермонтов...
  8. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”....
  9. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в...
  10. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении...
  11. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого,...
  12. Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание...
  13. Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не...
  14. “Ася” И. С. Тургенева – повесть о свершившемся и не свершившемся, о настоящем и прошлом, об иллюзиях и надеждах. В совмещении двух временных пластов, в воспроизведении двух точек зрения на...
  15. В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина. Одним из таких героев выступает...
  16. “Книга – источник знаний” – это выражение знакомо нам еще с детства. И действительно, сколько нового и ранее неизведанного мы постигаем из художественных произведений, как сильно они влияют на наше...
  17. В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли...Тема: Малая механизация для уборки дворовых территорий. Электрогазонокосилка. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: учебный и трудовой практикум. Цель урока: Образовательная: изучение и...

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.
С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Ты! Нас двое,
Ораненных, загнанных ланями,
Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Мыслящих и чувствующих людей не осталось:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля -
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…
…я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».
Поводом для создания поэмы стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.
Это и противопоставление поэта психологии «жирных», и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с «одними сплошными губами». В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний.

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая -
Большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
Должно быть, маленький,
Смирный любеночек.

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
И вот, -
Сначала прошелся
Едва-едва,
Потом забегал,
Взволнованный,
Четкий.
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечеткой.

Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Видите – спокоен как!
Как пульс
Покойника.

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.
В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.

Читайте также: