Теория социальной структуры. Теория социальной структуры Основные положения теории социальной структуры

Существуют два разных подхода в исследовании социальной структуры общества: это классовая теория и теория стратификации.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса .

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя. С появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом.

Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории, оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность права являются важнейшими принципиальными положениями марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях господствующие индивиды должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона. Возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. "Право есть лишь возведенная в закон воля".

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся "беспристрастным" регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологический, биологический, нравственный, этнический и другие факторы, обусловившие формирование общества и возникновение государства.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции (самоидентификация) и др. В эмпирических социологических исследованиях социальной стратификации обычно выделяют три-четыре основных измеряемых признаков - престиж профессии, уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования .

При всем различии теоретических толкований сути социальной стратификации можно все же выделить общее: это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво закрепляемое и поддерживаемое различными социальными институтами, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Естественные различия между людьми связаны с физиологическими и психологическими их особенностями и могут служить основой социального неравенства.

Неравенство людей - социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства?

В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют т т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет вред предприятию. Но этот вред несравним с тем, который будет нанесен предприятию, если недобросовестно, безответственно будут поступать его высшие должностные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном сообществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге, который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной иерархии. Ясным подтверждением этому положению, по мнению П. Сорокина, служит постоянно действующий универсальный порядок, который состоит в том, что профессиональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в обществе .

Близким по смыслу функционализму является статусное объяснение причин социального неравенства. С точки зрения представителей этой теории, социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к влиятельным политическим силам и т.д.).

Экономический подход при объяснении причин социального неравенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ.

Наиболее краткое определение социальной стратификации, часто встречающееся в социологической литературе, отождествляет ее с социальным неравенством как универсальным феноменом человеческой цивилизации. При более тщательном анализе этого явления в нем, как правило, выделяют две главные черты. Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Второй момент, характеризующий социальную стратификацию, заключается в неравном распределении в обществе различных социокультурных благ и ценностей, перечень которых весьма широк.

В социологической теории социальная стратификация анализируется под углом зрения взаимодействия трех фундаментальных уровней общественной жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и, наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную сферу.

Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных стандартов, с другой.

В результате изучения главы 4 студент должен:

знать

  • значения ключевых понятий, относящихся к социальной структуре;
  • подходы к изучению теории социальной структуры;
  • классификацию социальных групп и общностей, виды социальной мобильности;
  • особенности социальной структуры и социальной стратификации современного российского общества;
  • классификацию социальных институтов и виды социальных организаций;

уметь

  • применять понятийный и категориальный аппарат социологии при анализе различных социальных субъектов;
  • различать существующие подходы к определению основных социологических понятий;
  • выделять характерные особенности социальных групп, общностей, институтов и организаций;
  • анализировать понятие социального неравенства, демонстрировать его связь с проблемой социальной стратификации и мобильности;
  • использовать социологические знания, полученные в области теории социальной структуры, в практической деятельности;

владеть

  • навыками аналитической работы с текстом;
  • навыками социологического мышления в рассмотрении реалий общественной жизни;
  • навыками критического мышления при анализе состояния российского общества.

Теория социальной структуры общества

Социальная структура: подходы, понятие, элементы

Социальная структура представляет собой устойчивую связь различных элементов социальной системы. Основными элементами социальной структуры являются люди, которым принадлежат определенные позиции в обществе (социальный статус) и которые выполняют определенные социальные функции (социальные роли), а также объединения этих людей на основе их статусных характеристик в группы, территориальные, национальные и другие общности и т.д. Социальная структура отражает существующее деление общества на группы, классы, слои, общности, отмечая различия в положении людей по отношению друг к другу. В свою очередь, каждый элемент социальной структуры представляет собой сложную социальную систему со своими внутренними подсистемами и связями.

Понятие социальной структуры обычно используется в следующих основных аспектах. В широком смысле, социальная структура – это структура общества в целом, система отношений между всеми его основными элементами. При таком подходе, социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношений между ними. В узком смысле термин "социальная структура" чаще всего применяется к общностям классового или группового характера. В этом смысле социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует множество подходов к социальной структуре. Исторически сложилось так, что одной из первых является марксистская концепция. В марксистской социологии ведущую роль играет социальноклассовый подход к структуре общества. Социально-классовая структура общества, в соответствии с этим учением, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов , социальных прослоек и социальных групп .

Ключевыми элементами социальной структуры являются классы. Классовое деление общества – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс возникновения классов происходит двумя путями: путем образования в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой же знати, и обращение в рабство военнопленных чужеземцев и обедневших соплеменников, попавших в долговую зависимость.

Ключевой признак класса – отношение к средствам производства. Имущественные отношения, отношения к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Именно борьба между классами является движущей силой социального развития.

Марксизм делит класс на главные и второстепенные, т.е. основные и неосновные. Основные классы – это те, чье существование непосредственно вытекает из конкретных экономических отношений в рамках определенной социально-экономической формации, в первую очередь из отношений собственности: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, пролетариат и буржуазия. Второстепенные – это остатки прежних классов в новой социально-экономической формации или вновь возникшие классы, которые заменят основные и составят основу классового деления в новой формации. В дополнение к основным и неосновным классам структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои – переходные или промежуточные социальные группы, которые не имеют четко определенного конкретного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладают всеми атрибутами класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно было отнести большую, среднюю, мелкую городскую и сельскую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию, и т.д.

Исторический пример межклассовых слоев это так называемое "третье сословие" во время созревания первых буржуазных революций в Европе – городской средний класс, представленный мещанством и ремесленниками. В современном обществе это интеллигенция.

В свою очередь, межклассовые элементы марксистской структуры могут иметь свое внутреннее разделение. Так, интеллигенция делится на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.

Таким образом, социально-слоевая структура не полностью совпадает с классовой. Использование понятия социального строя, в соответствии с марксистской социологией, позволяет уточнить характер социальной структуры общества, указывая на ее многообразие и динамичность, несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматической марксистской социологии в отечественной науке долгое время абсолютное доминирование имело ленинское определение классов, основанное на чисто экономическом подходе.

Определение В. И. Лениным социальных классов звучит так: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают".

При этом часть социологов-марксистов понимали, что класс – это более широкое образование. Поэтому теория социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и другие связи и отношения. С более широкого угла зрения на интерпретацию социальной структуры общества в ней начинает играть важную роль понятие "социальные интересы". Интересы – настоящие жизненные стремления людей, групп и других общностей, которыми они сознательно или бессознательно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективную позицию в социальной системе. Социальные интересы представляют собой наиболее обобщенное выражение насущных потребностей представителей определенных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в непрерывном процессе происходящего в обществе социального сравнения, т.е. сравнения жизненной позиции различных социальных групп. Чтобы лучше понять понятие "класс" существует термин "коренные социальные интересы", который отражает наличие у больших социальных объединений жизненно важных интересов, которые определяют их существование и социальное положение. Исходя из вышесказанного, мы можем предложить такое определение класса: классы это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизни общества, которые формируются и функционируют на основе фундаментальных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценности, свой определенный "кодекс" поведения.

При таком подходе социальные слои являются социальными общностями, объединяющими людей па основе определенных частных интересов.

Марксистской теории классов как основы социальной структуры в немарксистской западной социологии противоположностью выступает теория социальной стратификации . Сторонники теории стратификации считают, что понятие класса может подходить, но не всегда, для анализа социальной структуры обществ в прошлом, в том числе промышленного капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе классовый подход не работает, потому что в этом обществе, основанном на широком акционировании производства, при условии исключения акционеров из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами, отношения собственности стали размыты, потеряли свою определенность. К какому классу отнести генерального директора крупной корпорации, если он, при этом, не более чем наемный работник?

Таким образом, понятие "класс" должно быть заменено термином "страта" (от лат. stratum – слой, пласт) или понятием "социальная группа", а на смену теории социально-классовой структуры общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации основываются на убеждении, что социальная страта (группа) является реальной, эмпирически наблюдаемой общностью. Эта общность объединяет людей на некоторых общих позициях, или они могут иметь схожий вид деятельности, которая приводит к встраиванию этого сообщества в социальную структуру общества и отличает ее от других социальных общностей. Теория стратификации основывается на объединении людей в группы и их противостоянии с другими группами по статусному признаку: власть, собственность, профессия, уровень образования и т.д. При этом исследователи предлагают различные критерии стратификации. Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие "авторитет", который, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На этой основе он делит все современное общество на правителей и управляемых, а управляющих, в свою очередь, на две группы: собственников управляющих и нанятых управляющих (менеджеров-чиновников). Управляемая группа также неоднородна. В ней можно выделить, но крайней мере, две подгруппы: высшую – "рабочая аристократия" и низшую – низкоквалифицированные работники. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный "новый средний класс" – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – классом управляющих.

Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям:

  • 1) престиж, профессия, власть и авторитет;
  • 2) доход или богатство;
  • 3) образование или знания;
  • 4) религиозная или ритуальная чистота;
  • 5) родственные связи;
  • 6) национальная принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что в современном обществе нет социальной дифференциации на основании отношения к собственности, престижу, власти, этнической принадлежности, а она основывается на доступе к информации. Доминирующее положение занимают люди, которые имеют доступ к большему количеству информации.

Рассматривая теорию Маркса делает вывод, что необходимо отказать от классовой теории, т.к. Маркс рассматривал классы как реальные группы. Современное общество нельзя рассматривать через теорию закрытых групп. Чтобы понять социальную структуру общества, нужно учитывать все виды капитала и законы, посредством которых различные формы капитала могут превращаться друг в друга. Предлагает исследовать позицию индивида, которая представлена через стили жизни.

Капитал – накопленный труд. Виды капитала:

Экономический – непосредственно конвертируется в деньги и может быть установлен в виде собственности

Культурный – образование

Социальный –Совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных социальной сетью отношений взаимного знакомства и признания, т.е. членства в группе

Символический – престиж, репутация.

9. Теоретики глобализма о новой социальной стратификации.

Стратификация – срез соц. структуры, выявляющий место определенных соц. групп в системе соц. иерархии (термин заимствован из геологии).

Глобализация представляет собой процессы политико-экономической и интерсоциальной социальной взаимозависимости различных обществ, за счет выхода властных полномочий, действий и интересов за пределы национальных границ и государственных территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов.

Транснациональное социальное пространство породило множество противоречий и латентных конфликтов, к которым можно отнести появление новой социальной стратификации – возникновение глобально богатых и локально бедных; глобальную экономическую угрозу; новую власть глобальной виртуальной индустрии; автоматизацию труда, порождающую безработицу; появление класса людей, которые не могут быть востребованы современным обществом в силу образовательного ценза и ценза интеллектуальных способностей, что в целом приводит к подрыву принципа интеграции различных жизненных опытов.

Валлерстайн и Бэк:

Позиции Валлерстайна и Бэка являются в известной мере противостоящими друг другу. Подход Валлерстайна раскрывается через такие категории как мировая система, мировое сообщество, глобализация экономики. С точки зрения данного подхода в настоящее время развивается новое международное разделение труда с новыми моделями глобальной стратификации. «Переструктуризация» капитализма, произошедшая в ХХ веке означает, что современный капитализм вышел за рамки национальных границ, поэтому, по мнению Валлерстайна , в современном обществе нет оснований полагать, что классы в каком-либо смысле определяются государственными границами, международное разделение труда предполагает создание глобальных систем доминирования и власти, глобальной системы социального неравенства и глобальных классов.

По утверждению Бэка , в современном глобальном обществе соотношение социального неравенства и его социальный классовый характер могут изменяться независимо друг от друга. Основной чертой современного общества является индивидуализация социального неравенства. В свете происходящих трансформационных процессов, мышление и исследование в традиционных категориях больших общественных групп – сословий, классов и социальных слоев – становится проблематичным. Бэк приходит к выводу, что «общество, которое больше не функционирует в социально различимых классовых категориях, находится в поиске иной социальной структуры и не может безнаказанно, ценой опасной утраты действительности и релевантности, снова и снова насильно отбрасываться в категорию класса».

Гидденс , работа «Стратификация и классовая структура». Выводы:

1. Социальная стратификация означает разделение общества на слои и страты.. Говоря о социальной стратификации, обращают внимание на неравенство позиций, занимаемых индивидами в обществе . Стратификация по полу и возрасту существует во всех обществах. Сегодня в традиционных и индустриальных странах стратификация выступает в понятиях богатства, собственности и характеризуется доступом к материальным ценностям и продуктам культуры.

2. Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы . В то время как первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, классовое разделение "официально" не признается, но происходит вследствие влияния экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей.

3. Классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами . Что касается классовой позиции индивида, то она скорее достигается человеком, чем просто "дается" ему от рождения. Социальная мобильность как вверх, так и вниз в классовой структуре имеет весьма характерные черты.

4. Большинство людей в современных обществах более богаты сегодня, чем несколько поколений назад. Богатые используют различные средства для передачи своей собственности от одного поколения к следующему.

5. Класс имеет важнейшее значение в современных обществах. Большинство западных ученых принимают точку зрения, согласно которой население находится в рамках высшего, среднего, рабочего класса и классовое сознание сильно развито.



6. Влияние пола на стратификацию в современных обществах в определенной степени не зависит от класса.

10. Исторические типы стратификации.

Социальная стратификация отображает расслоение общества в зависимости от доступа к власти, дохода, образования, профессии и других социальных признаков. Она зародилась в первобытном обществе и претерпела значительную эволюцию. Исторические типы социальной стратификации – рабство, касты, сословия, классы, страты.

Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различается. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи; жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Касты – закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии, изначально основанная на разделении населения на четыре варны (брахманы, кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне и торговцы), шудры (неприкасаемые).

Сословия – социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. В отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано.Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

· дворянство – привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

· духовенство – служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

· купечество – торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

· крестьянство – сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

· мещанство – городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы –большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности и т.д. (МОРС). Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов – угнетенное или угнетаемое:

· в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;

· в феодальном обществе – феодалы и зависимые крестьяне;

· в капиталистическом обществе – капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);

· в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле – как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

· высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

· средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие);

· низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Страты – группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство – источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

11. Основные подходы к исследованию социальной стратификации современного российского общества.

Современное российское общество претерпевает серьёзные социальные трансформации, значительные изменения демонстрирует структура социальной стратификации. Эти изменения обусловлены тем, что в 90-е годы обозначились новые основания социальной стратификации общества. В России начало формироваться общество с новым соотношением классов и социальных групп, возросло различие в доходах, статусе, культуре, усилилась поляризация общества, возросло неравенство.

Спецификой этого процесса является процесс изменения социальной природы, происходящий путём разрушения старых и создания новых социальных структур и институтов. Меняются формы и отношения собственности, формы политической власти и управления, система правосудия, строй и уклад жизни. Процесс трансформации российского общества представляет собой множество сложно переплетающихся экономических, политических и социальных процессов.

Основными направлениями исследований социальной стратификации разработанными в процессе развития социологической теории в ХХ веке в современной российской социологии являются исследования богатства и бедности; среднего класса; элиты современного российского общества.

Проанализированные исследования, посвященные анализу оформления системы социальной стратификации, позволяют выделить 8 наиболее фундаментальных подходов к изучению социальной стратификации и неравенства в современном российском обществе, разработанных российскими учеными. Это подходы: Т.И. Заславской, Л.А.Гордона, Л.А. Беляевой, М.Н. Руткевича, И.И. Подойницыной, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, З.Т. Голенковой и М.Н.Горшкова.

В большинстве своем эти подходы приводят к построению социологической теории, имеющей целью выявить:

Во-первых, основные критерии построения стратификационного неравенства;

Во-вторых, профиль системы социальной стратификации;

В-третьих, определить устойчивость социальной структуры;

В-четвертых, выявить возможную динамику и тенденции изменения складывающихся систем социальной стратификации.

1) Подход Т.И. Заславской . По мнению Заславской положение человека в современной системе стратификации определяется его местом во властно-государственной структуре, участием в процессе приватизации. Место общественных групп определяется их ролью в управлении экономикой, в распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Важнейшим фактором, определяющим, в частности, социальный статус управленческих групп, служит прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности.

2) Подход Л.А.Гордона. Л.А. Гордон признает, что в системах стратификации современных обществ материально-экономические элементы никогда не исчерпывают всех ее факторов. Однако в российском обществе решающую роль приобрел именно критерий собственности и доходов, который получил самоценное значение. Материально-экономическое положение людей и групп на какое-то время стало суррогатом идейных и политических критериев, и является основным показателем жизненных достижений.

3) Подход Л.А. Беляевой . Л.А. Беляева отмечает, что в середине 90-х годов резко ослабла стимулирующая роль зарплаты, ее связь с квалификацией и профессиональной подготовкой. Беляева приходит к выводу, что дифференциация доходов и социальное расслоение по этому критерию происходят по разным направлениям, имеют неодинаковую степень проявления и по-новому структурируют российское общество в переходный период.

4) Подход М.Н. Руткевича . Ученый убежден, что методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с методологией Вебера. Количество же критериев социальной стратификации огромно, но экономический критерий является основным, где кроме размеров дохода, необходимо знать также размеры так называемого состояния, то есть накопленного индивидом или семьей движимого и недвижимого имущества, счетов в банках, ценных бумаг, поскольку оно легко перетекает в месячный (годовой) доход и обратно, а также источник дохода.

5) Подход И.И. Подойницыной . Эта исследовательница полностью разделяет мнение Сорокина по поводу социально-профессиональной стратификации общества, состоящее в том, что образование групп по профессиональному признаку есть краеугольный камень общества. Вместе с тем, в современном российском обществе уровень дохода является одним из основных критериев стратификации. А в оценке уровня материального благосостояния в настоящее время существует множество подходов.

6) Подход Н.Е. Тихоновой. В соответствии с ним меняются не только критерии стратификации, но и само её системное основание. Основой социального статуса для россиян, выступает уровень благосостояния, который становится эквивалентом утрачиваемому статусу, строившемуся на должностных характеристиках. Рассматривается обычно весьма высокий уровень доходов, способный свидетельствовать о высокой статусной позиции и успешном «вписывании» в новую, строящуюся на различиях в уровне благосостояния, стратификационную систему.

7) Подход О.И.Шкаратана . Проведенные Шкаратаном при помощи энтропийного анализа расчеты показали, что наиболее резко совокупность респондентов дифференцируют переменные: власть (измеряемая числом непосредственных подчиненных), собственность (выраженная через владение предприятием), наличие другой оплачиваемой работы, предпринимательская деятельность (попытка организовать собственное дело). О.И. Шкаратан отдельно отмечает важность такой переменной как «наличие дополнительной работы» при измерении социальной стратификации.

8) В последние годы складывается еще одна парадигма изучения социальной стратификации: многомерный иерархический подход З.Т. Голенковой и М.Н. Горшкова . В прежних концепциях исследования социальной структуры советского общества доминировало изучение объективных тенденций, и игнорировалась субъектная сторона социокультурных процессов. Это приводило преимущественно к построению классовых систем социальной стратификации. В настоящее время благодаря исследованиям социокультурных факторов, участвующих в построении систем социальной стратификации оформилась сложная модель классово-слоевой структуры общества. Объективные - (образование, личный месячный доход), + субъективные - (социальный статус и самоидентификация).

12. Основные направления научного интереса в области исследований социальной стратификации современного российского общества.

В параграфе 2.1 «Основные теоретические подходы к исследованию социальной стратификации современного российского общества» подробно рассматриваются выделенные основные подходы к изучению социальной стратификации и неравенства в современном российском обществе.

1) Подход Т.И. Заславской. По мнению Заславской положение человека в современной системе стратификации определяется его местом во властно-государственной структуре, участием в процессе приватизации. Место общественных групп определяется их ролью в управлении экономикой, в распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Важнейшим фактором, определяющим, в частности, социальный статус управленческих групп, служит прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности.

2) Подход Л.А.Гордона. Л.А. Гордон признает, что в системах стратификации современных обществ материально-экономические элементы никогда не исчерпывают всех ее факторов. Однако в российском обществе решающую роль приобрел именно критерий собственности и доходов, который получил самоценное значение. Материально-экономическое положение людей и групп на какое-то время стало суррогатом идейных и политических критериев, и является основным показателем жизненных достижений.

3) Подход Л.А. Беляевой. Л.А. Беляева отмечает, что в середине 90-х годов резко ослабла стимулирующая роль зарплаты, ее связь с квалификацией и профессиональной подготовкой. Беляева приходит к выводу, что дифференциация доходов и социальное расслоение по этому критерию происходят по разным направлениям, имеют неодинаковую степень проявления и по-новому структурируют российское общество в переходный период.

4) Подход М.Н. Руткевича. Ученый убежден, что методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с методологией Вебера. Количество же критериев социальной стратификации огромно, но экономический критерий является основным, где кроме размеров дохода, необходимо знать также размеры так называемого состояния, то есть накопленного индивидом или семьей движимого и недвижимого имущества, счетов в банках, ценных бумаг, поскольку оно легко перетекает в месячный (годовой) доход и обратно, а также источник дохода.

5) Подход И.И. Подойницыной. Эта исследовательница полностью разделяет мнение Сорокина по поводу социально-профессиональной стратификации общества, состоящее в том, что образование групп по профессиональному признаку есть краеугольный камень общества. Вместе с тем, в современном российском обществе уровень дохода является одним из основных критериев стратификации. А в оценке уровня материального благосостояния в настоящее время существует множество подходов.

6) Подход Н.Е. Тихоновой. В соответствии с ним меняются не только критерии стратификации, но и само её системное основание. Основой социального статуса для россиян, выступает уровень благосостояния, который становится эквивалентом утрачиваемому статусу, строившемуся на должностных характеристиках. Рассматривается обычно весьма высокий уровень доходов, способный свидетельствовать о высокой статусной позиции и успешном «вписывании» в новую, строящуюся на различиях в уровне благосостояния, стратификационную систему.

7) Подход О.И.Шкаратана. Проведенные Шкаратаном при помощи энтропийного анализа расчеты показали, что наиболее резко совокупность респондентов дифференцируют переменные: власть (измеряемая числом непосредственных подчиненных), собственность (выраженная через владение предприятием), наличие другой оплачиваемой работы, предпринимательская деятельность (попытка организовать собственное дело) . О.И. Шкаратан отдельно отмечает важность такой переменной как «наличие дополнительной работы» при измерении социальной стратификации.

8) В последние годы складывается еще одна парадигма изучения социальной стратификации: многомерный иерархический подход З.Т. Голенковой и М.Н. Горшкова. В прежних концепциях исследования социальной структуры советского общества доминировало изучение объективных тенденций, и игнорировалась субъектная сторона социокультурных процессов. Это приводило преимущественно к построению классовых систем социальной стратификации. В настоящее время благодаря исследованиям социокультурных факторов, участвующих в построении систем социальной стратификации оформилась сложная модель классово-слоевой структуры общества.

Анализ российской социологической литературы по проблемам социального неравенства и стратификации позволяет выделить четыре основные направления социологического исследования:

Исследование оформления системы социальной стратификации как базового и целостного процесса;

Исследование богатства и бедности современной России, социального «дна» и «новых русских», сравнительный анализ стратификационно противоположных групп;

Исследование среднего класса;

Исследование элиты современного российского общества.

13. Социальная стратификация советского общества: исследователи, подходы, профили, критерии, основные черты и другие характеристики системы стратификации.

Первые широкомасштабные обследования были осуществлены в начале 60-х гг. под руководством Г.В. Осипова в Московской, Ленинградской, Свердловской, Горьковской областях и в других регионах страны, исходя из концепции сближения классов при социализме. Если формы собственности (государственная и колхозная) не обнаруживали существенных различий ни в имущественном положении, ни во властных отношениях, ни в отношении к труду, то на первый план выдвигаются различия по характеру и содержанию труда - сфера занятости, квалификация - и связанные с типом поселения (город, деревня) различия в образе жизни . Последняя категория становится особенно важной существенно позже - в начале 80-х гг. Ее аналог в 60-е гг. – быт и досуг различных групп населения, город - село, семья, возраст, доходы и т.п. В качестве основного фактора социальной дифференциации рассматриваются научно-технический прогресс и квалификация труда .

В январе 1966 г. в Минске состоялась первая научная конференция по теме «Изменения социальной структуры советского общества», собравшая свыше 300 участников . Конференция обнажила целый комплекс проблем, фактически утвердив правомочность новых направлений анализа, но самое главное - «легитимировала» отход от «трехчленки» (рабочий класс – крестьянство - интеллигенция) . Ведущую роль в этой дискуссии и последующих исследованиях сыграли Н. Аитов, Л. Коган, С. Кугель, М. Руткевич, В. Семенов, Ф. Филиппов, О. Шкаратан и др.

В рабочем классе начали выделять малоквалифицированных и занятых тяжелым физическим трудом, с одной стороны, и рабочих-интеллигентов, с другой. В сельском хозяйстве акцент делается не столько на различении работников государственных совхозов и колхозных крестьян, но на выделении групп малоквалифицированного труда (полеводов, животноводов)и высококвалифицированного слоя механизаторов. В слое интеллигенции выделяются служащие средней квалификации, высоквалифицированные специалисты и т.д.

Социологическое сообщество, к концу 60-х гг. уже объединившееся в Советскую социологическую ассоциацию , в центральных научно-исследовательских секциях продолжает исследовательскую работу. В рамках секции социальной структуры ССА (ее председателем был В.С. Семенов) инициировалась дискуссия относительно определения самого понятия «социальная структура» и ее элементов Социальная структура представлялась как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, то есть классов (групп), а социальная группа - как относительно стабильная совокупность, объединенная общностью функций, интересов и целей деятельности . Разрабатываются и уточняются критерии социально-классовой и внутриклассовой дифференциации, взаимосвязи профессионального разделения труда и социальной структуры.

Исследователи начинают широко использовать государственную статистику: материалы статистики народного хозяйства СССР и союзных республик, профессионального учета. Анализ этих данных приобретает собственно социолого-теоретическую парадигматику.

Широко развертываются исследования стратификации (под названием социально-слоевой структуры общества) и социальной мобильности (то есть социальных перемещений, как это утвердилось в социологической терминологии того времени).

Большой эмпирический материал дали опросы, проведенные на различных предприятиях страны. Под руководством О. Шкаратана в 1965 году было предпринято исследование машиностроителей г. Ленинграда. Г раницы рабочего класса уточняютя как «исторически подвижные». Здесь достаточно отчетливо прослеживается социально-стратификационный подход: «...в социалистическом обществе идет интенсивный процесс стирания классовых граней, возникают смешанные в классовом отношении группы населения». Следуя этой логике, автор включает в состав рабочих обширные слои работников нефизического труда, в том числе технической интеллигенции . Возражая М.Н. Руткевичу (одному из сторонников выделения интеллигенции в особый социальный слой и противнику расширительного толкования границ рабочего класса), О.И. Шкаратан отмечает, что различия между рабочим классом и интеллигенцией вследствие изменений функций последней все более выступают как сторона внутриклассовых , хотя и существенных различий. Поэтому, утверждает он, значительную часть советской интеллигенции и других работников нефизического труда можно включить в состав рабочего класса, а интеллигенцию, связанную с колхозным производством, - в колхозное крестьянство.

Данные, полученные в 1963 г. в результате опроса сельского и городского населения уральскими социологами (руководитель исследования Л.Н. Коган) , свидетельствовали о существенных различиях культурных потребностей в первую очередь сельских и городских жителей. В результате утверждается методологический принцип многокритериального выделения социальных слоев. В это же время Ю.В. Арутюняном были начаты более масштабные обследования села . Основное содержание этих и других обследований сводилось к выделению социально образующих признаков, выявлению количественных пропорций отдельных слоев сельского населения.

Анализу структуры и границ интеллигенции , работников умственного труда, а также проблеме преодоления различий между физическим и умственным трудом были посвящены в эти годы работы теоретико-методологического и эмпирического характера - под интеллигенцией в социалистическом обществе понимается социальная группа, слой, «состоящий из лиц, профессионально занимающихся высококвалифицированным умственным трудом, требующим специального, среднего или высшего образования» . Авторы ввели в научный оборот и понятие «практики» , имея в виду специалистов без соответствующего их должности дипломированного образования . Интеллигенция приобретает черты особой социальной группы; занятая в производстве, но ее место в общественном разделении труда и распределении материальных благ не рассматривается как классообразующий признак.

60-е гг. знаменуются бурным развитием профессий умственного труда , увеличением доли интеллектуальных видов деятельности, возрастанием численности и удельного веса высококвалифицированных специалистов. Научно-техническая революция вызывает «лавинообразный» рост численности научных работников, повышает социальный престиж высшего образования и научной деятельности , что становится специальным предметом изучения. Изменения в социальном составе студентов исследовали многие социологические центры страны, и хотя наиболее представительные работы появились позже, уже в 1963 г. социологической лабораторией Уральского университета проводятся опросы выпускников 11-х классов школ, изучается процесс пополнения специалистов из различных социальных групп, т.е. социальная мобильность .

Анализ тенденций и механизмов социальной мобильности обнаруживает изменения в количественных пропорциях социальных групп. Фактически до 60-х гг. исследований социальной мобильности в СССР не было. Сама постановка вопроса требовала определенной научной смелости. Используются такие понятия, как «социальная подвижность» и, наконец, «социальное движение», «социальные перемещения». Последнее утверждается как «советский вариант» понятия социальной мобильности после публикации в 1970 г. книги М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова под таким названием . В книге приводились материалы исследований, освещающих различные стороны социальной мобильности населения в отдельных регионах страны (Урал и Свердловская область, в частности) . Но несмотря на региональный характер исследований, а, может, и благодаря ему, удалось выявить специфику мобильности в индустриальных и урбанизированных районах страны, межпоколенческие и внутрипоколенческие социальные перемещения .

В 1974 г. («для служебного пользования», как это практиковалось в те годы) издается сборник переводов и обзорных статей по проблемам социальной мобильности: П. Сорокин, Р. Эллис, В. Лэйн, С. Липсет, Р. Бендикс, К. Болте, К. Сваластога и др. Фактически происходит становление отрасли социологического знания, социологии социальной структуры .

70-80-е годы : что обнаруживалиисследования «социальной однородности советского общества» . Уточняется понятийный аппарат таких, например, категорий, как «социальное равенство» и его соотношение с понятием «социальная однородность» (последняя рассматривается в качестве «ведущей» в системе категорий социальной структуры). Обсуждаются критерии социальной дифференциации, понятийный смысл терминов: социальное различие и социальное единство, интеграция, дифференциация, класс, группа, слой .

Особо подробно изучаются «основные социальные образования» (рабочие, крестьянство и интеллигенция). Этот термин позволил совместить смысл категории класса и социального слоя. В Институте социологических исследований АН СССР были созданы секторы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, объединенные в отдел социальной структуры (руководитель Ф.Р. Филиппов).

Акцент переносится на анализ внутриклассовых различий . Характер труда рассматривается в качестве основного слоеобразующего признака. Различия по характеру труда становятся главными критериями дифференциации не только между рабочим классом, служащими, но и внутри них. Так, в рабочем классе выделяли три основных слоя (по уровню квалификации) и пограничный слой рабочих-интеллигентов - высококвалифицированных рабочих , занятых наиболее сложными, насыщенными интеллектуализированными элементами видами физического труда. Кроме того, предлагалось деление интеллигенции на специалистов и служащих-неспециалистов. Среди специалистов начинают выделять ту часть, которая занята организаторским трудом , причем категорически отвергается идея о формировании особой социальной группы, нового класса, партийно-хозяйственной бюрократии, хотя в западной литературе того времени широко обсуждается вопрос о классе номенклатуры в советском обществе.

Исследование, начатое в 1975 г. в г. Горьком по международному проекту «Автоматизация и промышленные рабочие» (руководитель В.И. Усенин), установило, что переход от механизации к автоматизации ведет к несомненным изменениям в характере, содержании и условиях труда. В 1979 г. были обследованы все квалификационные группы рабочих, что подтверждало существенную неоднородность состава рабочего класса.

В связи с анализом структуры отдельных классов и групп возникает интерес к проблематике их социального воспроизводства: изменению социально-демографического состава, социальным источникам пополнения, профессиональной и образовательной мобильности и т. д. Фиксировалось снижение доли выходцев из крестьян и повышение удельного веса выходцев из рабочих, интеллигенции, служащих; возрастание роли отраслевых и региональных факторов; качественные сдвиги в образовательно-квалификационном уровне; различия в адаптации молодых рабочих на производстве и др.

В том же направлении ведутся исследования высшей школы . Опрос студентов высшей школы в середине 70-х гг. в шести регионах страны обнаружил существенные различия между учащимися вузов различного профиля по «выходу» из разных социальных групп, мотивам поступления в высшую школу, жизненным планам, ценностным ориентациям и т.д. И здесь опять-таки фиксировалась усиливающаяся социальная неоднородность .

Другой вывод заключался в том, что одним из основных источников пополнения интеллигенции стал рабочий класс.

Таким образом, если идеологические установки утверждали формирование социально однородного общества, социологические исследования, по существу, их опровергали. Как правило, доказывая нарастание социальных различий , социологи не шли на открытую критику тезиса однородности, но цитировали тот или иной официальный документ (обычно это были ссылки на решения ЦК КПСС и доклады на партийных съездах), а далее рассматривали проблему как таковую.

Новая «программная» установка была дана XXV съездом КПСС (1976 г.) в тезисе о «создании однотипной социальной структуры во всех регионах страны, у всех социалистических наций, входящих в новую историческую общность - советский народ» . В соответствии с нею разворачиваются исследования развития регионов и городов : социальная структура городского населения, различия между крупными и малыми городами, миграционная подвижность населения, городская семья и т.д. Исследования социально-классовой структуры и национальных отношений ранее осуществлялись порознь; теперь их совмещение позволяло прояснить динамику социального состава «наций» и «народностей», обнаружить реальные, а не надуманные различия между ними в процессах изменений социальной структуры, в направленности социальной мобильности, в особенностях демографии, в социально-культурном облике . Среди инициаторов изучения этой проблематики - Ю.В Арутюнян, В.В. Бойко, Л.М. Дробижева, М.С. Джунусов, Ю.Ю. Кахк и др. Исследования проводились в Татарии, Эстонии, Латвии, в Сибири и др. регионах СССР. На первый план выступили вопросы, связанные с характером территориальных различий, обсуждалась типология регионов и перспективы их развития.

Однако по-прежнему доминирует преимущественно одномерное рассмотрение социальной структуры. Такие критерии, как участие во властных отношениях и престиж, использовались скорее с декоративной целью (участие в общественной работе, профессиональные предпочтения и т.д.). Между тем в странах Центральной и Юго-Восточной Европы коллеги советских исследователей изучали социальную структуру, используя различные критерии и показатели социального расслоения, в том числе критерий власти или осуществление управленческих функций. Подчеркивалось, что источники власти опираются на монополию на средства производства и на определенное положение в уже сформировавшейся социальной структуре, но роль последнего становится более существенной вследствие усложнения общественной организации и по мере фактического обобществления производства. Разрастается бюрократический аппарат, управляющий «общественной собственностью» и использующий свое положение как источник власти.

Наиболее деидеологизированной сферой была разработка инструментария исследований социально-классового расслоения , в рамках которого система критериев межклассовых и внутриклассовых различий переводилась в соответствующие показатели и индикаторы . Например, тщательно верифицировались показатели характера и содержания труда, профессионально-квалификационные характеристики, условия труда и быта, структура рабочего и внерабочего времени и др.

Заметную роль в рассматриваемой области сыграло всесоюзное исследование, осуществленное ИСИ АН СССР совместно с другими социологическими центрами страны (руководитель Г.В. Осипов), под названием «Показатели социального развития советского общества» . Оно охватывало рабочих и инженерно-производственную интеллигенцию в основных отраслях народного хозяйства девяти регионов и зафиксировало ряд важных тенденций. До начала 80-х гг. имела место довольно высокая динамика социально-структурных изменений, но позже общество утрачивает динамизм, стагнирует , преобладают воспроизводственные процессы. При этом и само воспроизводство деформируется - растет численность бюрократии и «нетрудовых элементов», деятели теневой экономики превращаются в фактор латентной структуры , высококвалифицированные рабочие и специалисты зачастую выполняют работу ниже уровня своего образования и квалификации . Эти «ножницы» в среднем по стране составляли от 10 до 50% по различным социальным слоям.

В советском обществе в 70-80-е гг. все отчетливее оформлялся слой бюрократии, получившей у разных авторов различное название: номенклатура, партократия, новый класс, контркласс . Этот слой обладал исключительными и натуральными правами, льготами, привилегиями, доступными на отдельных ступенях иерархии, носителям определенных статусов, зарезервированных для них номенклатурным механизмом распределения функций и соответствующих им благ. Позже Т.И. Заславская выделила в социальной структуре три группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку. Основу высшего слоя составила номенклатура , включающая высшие слои партийной, военной, государственной и хозяйственной бюрократии. Она является собственником национального богатства , которое использует по своему усмотрению. Низший класс образуют наемные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция. У них нет собственности и прав участвовать в распределении общественной собственности. Социальную прослойку между высшим и низшим классами образуют социальные группы, обслуживающие номенклатуру, не имеющие частной собственности и права распоряжаться общественной, во всем зависимые.

В середине 80-х гг. Л.А. Гордон и А.К. Назимова , используя материалы официальной статистики , показали, что изменения, происходящие внутри рабочего класса, совершаются главным образом вследствие технико-технологического прогресса , изменений в социально-стратификационной структуре советского общества в целом. Такой подход как бы интегрирует профессионально-технологические особенности труда и существенные черты социального облика работника : условия труда, его социальные функции, своеобразие быта, культуры, общественной психологии и образа жизни.

Особое место во второй половине 70-х-80-е гг. занимали сравнительные исследования , проводимые совместно с социологами стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

В 1976-1982 гг. проводилось международное эмпирическое сравнительное исследование динамики социальных изменений рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции в условиях общего замедления темпов развития социалистических стран Европы, стагнации социальной сферы и господства иллюзорных концепций «социальной однородности». Навязывались представления об исчезновении, отмирании социального многообразия: в экономике -только одна, государственная собственность, в социальной сфере - стирание всех различий, в политической - неизменность политических структур, одна схема управления. Международное исследование выявило области, где внутриклассовые различия становятся более существенными, чем межклассовые, т.е. обнаружило новый тип социальной дифференциации в континууме умственно-физического труда. Кроме того, было убедительно показано, что механизмы интеграции и механизмы дифференциации с разной степенью интенсивности действуют в различных странах.

Международное сравнительное исследование по проблемам высшей школы и молодежи показало, что высшая школа в странах СЭВ играла роль важнейшего канала социальной мобильности , а социальные источники формирования студенчества в значительной мере воспроизводили существующую структуру.

На V Всесоюзной конференции по проблемам социально-классовой структуры (Таллинн, 1981 г.) было заявлено о необходимости создания современной концепции социальной структуры , дающей реалистические оценки тенденций возникновения новых форм социальной интеграции и дифференциации, ибо исследования выявляли многообразные критерии социальной дифференциации общества.

14. Профиль, критерии и основные черты социальной стратификации современного российского общества.

Появились совершенно новые критерии социального расслоения. Возникла необходимость анализа значимости таких критериев, как «владение собственностью», «наличие финансово-экономического капитала», «социальный престиж».

С начала 90-х годов ХХ века российское общество переживает процесс трансформации, изменения своей социальной природы путём разрушения старых и создания новых социальных структур и институтов. Меняются формы и отношения собственности, формы политической власти и управления, строй и уклад жизни. Процесс трансформации российского общества представляет собой множество сложно переплетающихся экономических, политических и социальных процессов. На основании анализа современной российской социологической литературы рассматриваются теории, в которых получили отражение сложные процессы трансформации, качественно изменившие систему социальной стратификации российского общества и социальный статус большинства её членов.

Проанализированные исследования, посвященные анализу оформления системы социальной стратификации, позволяют выделить 8 наиболее фундаментальных подходов к изучению социальной стратификации и неравенства в современном российском обществе, разработанных российскими учеными. Это подходы: Т.И. Заславской, Л.А.Гордона, Л.А. Беляевой, М.Н. Руткевича, И.И. Подойницыной, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, З.Т. Голенковой и М.Н.Горшкова.

уникальную .

Доработать

Класс является естественноисторическим феноменом общества, элементом социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических, идеологических отношений. Классообразование - сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

Наиболее активно используется категория «класс» в марксизме. В целом Маркс, как следует из его работ, выводил важнейший признак класса из его места в системе общественных отношений, в общественном производстве, а существенным проявлением классовых отношений считал эксплуатацию одного класса другим.

Позже, в 1919 г. В.И. Ленин дал достаточно определенную формулировку классов, которая широко использовалась в марксистской теории XX в.: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

В целом в XX в. предпринимаются неоднократные попытки дать более конкретное понимание социального класса, приведя его в соответствие с реальными изменениями, характерными для капиталистического общества этого периода. Так, М. Вебер, в отличие от К. Маркса, отказывается от расширенной интерпретации класса, перемещая содержание этого понятия в экономическое пространство.

Базовый регулятор классовых отношений Вебер сводит к «собственности» и к «отсутствию собственности»;

Между полярными классами собственников и рабочим классом Вебер усматривает наличие так называемого среднего класса.

По Р. Дарендорфу, классовая структура производна от структуры власти, и категория класса определяется через отношение власти.

Несмотря на разность подходов к определению понятия социального класса, в западной социологии и политологии XX в. можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений.

Класс понимают в двух смыслах: в широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность-возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов ни было не при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к крытому обществу.

Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эпоха индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают более 50 млн. акционеров. И хотя собственность распылена между огромным числом владельцев, только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менеджеры - президенты и директора компаний, председатели советов правления. Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие «менеджерская революция», появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает новую реальность - «расщепление атома», собственности, исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену не-собственников (ведь менеджеры - лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества.

Однако было время, когда понятие «класс» не считалось анахронизмом. Напротив, оно только появилось и отражало собой наступление новой исторической эпохи. Случилось это в конце XVIII века, когда во весь голос заявила о себе новая историческая сила - буржуазия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие. Выход на историческую сцену буржуазии произвел раньше такое же революционное влияние на общество, какое сегодня оказывает выход класса менеджеров.

Промышленная революция XVIII - XIX веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность духовенства, дворянства и крестьянства, либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность третьего сословия резко возрастала. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы. Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и переезд их в город вело к сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, - наемных индустриальных рабочих.

Постепенно формировался новый тип экономики - капиталистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации - классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и т. д.) укрепляли свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями они не могли. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс». Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз.

Переход от закрытого общества к открытому демонстрировал возросшие возможности человека самостоятельно сделать свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя удается это единицам, даже в современной Америке, Здесь устойчиво держится выражение «человек, сделавший себя сам».

Таким образом, роль детонатора сыграли деньги и товарно-денежные отношения. Они не считались с сословными барьерами, аристократическими привилегиями, наследуемыми титулами Деньги всех уравнивали, они универсальны и доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния и титулов. Общество, в котором доминировали приписываемые статусы, уступало место обществу, где заглавную роль стали играть достигаемые стагусы. Это и есть открытое общество.

Классы и сословия в дореволюционной России . До революции в России официальным было сословное, а не классовое деление населения. Оно подразделялось на два основных сословия - податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Они гарантировались лишь постольку, поскольку сословия выполняли определенные повинности, например, выращивали хлеб или занимались промыслами. Аппарат чиновников регулировал отношения между сословиями, в чем и выражалась его «повинность». Таким образом, сословная система была неотделима от государственной. Вот почему мы можем определить сословия как социально-правовые группы, различающиеся объемом прав и обязанностей по отношению к государству.

Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов человек, распределялось на следующие сословия: дворяне - 1,5% всего населения, духовенство - 0,5%, купцы - 0,3%, мещане - 10,6%, крестьяне - 77,1%, казаки - 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым - духовенство. Остальные не относились к числу привилегированных Дворяне делились на потомственных и личных. Не все из них являлись землевладельцами, многие были на государственной службе. Землевладельцы составляли особую группу - помещиков (среди потомственных дворян помещиков было не более 30%).

Постепенно, как и в Европе внутри сословий формируются самостоятельные социальные страты - зародыши классов.

В связи с развитием капитализма некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образованием были мещане - средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, домашнюю прислугу, почтово-телеграфных служащих, студентов и т. д. Из их среды и крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Правда, в составе последней преобладали вчерашние купцы. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе.

Октябрьская революция легко разрушила социальную структуру российского общества, исчезло множество старых статусов - дворянин, буржуа, мещанин, полицмейстер и т. д., следовательно, исчезли их носители - большие социальные групп людей. Уничтожена объективная и единственная база для возникновения классов - частная co6cтвенность. Начавшийся в конце XIX века процесс классообразования в 1917 г. ликвидирован на корню. Восстанавливать сословный либо классовый строй не позволяла официальная идеология марксизма, уравнявшая всех в правах и материальном положении. В результате сложилась уникальная историческая ситуация: в рамках одной страны разрушены и не признаны правомочными все известные типы социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Официально партия большевиков провозгласила курс на построение бесклассового общества. Но, как известно, ни одно общество не может существовать без социальной иерархии, пусть в даже простейшей форме.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно. Вот почему в такой развитой с социологической точки зрения стране, как США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер. Л. Уорнер провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по 4 параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность - выделил в правящих социальных групах: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно- промежуточную.

Предлагаются и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения: основных классов, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные; неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов - крупных адвокатов, известных врачей, актеров или телекомментаторов. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они не могут.

Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Верхний-низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное или неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они либо не имеют никакого образования, либо имеют только начальное; чаще всего перебиваются случайными заработками, попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

Сравнивая западное и российское общество, многие ученые (и не только они) склонны считать, что в России среднего класса в общепринятом смысле слова нет либо он крайне немногочисленный. Основанием служат два критерия: 1) научно-технический (Россия не перешла еще на стадию постиндустриального развития и поэтому слой менеджеров, программистов, инженеров и работников, связанных с наукоемким производством, здесь меньше, чем в Англии, Японии или США); 2) материальный (доходы российского населения неизмеримо ниже, чем в западноевропейском обществе, поэтому представитель среднего класса на Западе у нас окажется богачом, а наш средний класс влачит существование на уровне европейского бедняка).

Список использованной литературы.

  1. Кравченко А.И. Социология. - Екатеринбург: Деловая книга. - 1998.
  2. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред. проф. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа - 2000.
  3. Основы современной философии / Под ред. Росенко М.Н. - СПб.: Издательство «Лань» - 2001.
  4. Политология: Учебник / Под ред. Бобкова В.А. и Браима И.Н. - Мн.: «Экоперспектива» - 2000.
  5. Поташева Г.А . Социология и политология: Учебное пособие. - М.: МГИУ - 2000.
  6. Социология: Учебник для юридических вузов. - СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России - 2001.
  7. Философия / Под ред. Жукова Н.И . - Мн.: НТЦ «АПИ» - 2000.
  8. Философия / Под. ред. Кохановского В.П. - Ростов на Дону «Феникс» - 1998.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  • Следующий материал →

    Целостность человека

  • ← Предыдущий материал

    Францішак Скарына як настаўнік «люду паспалітага»

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facere - делать) - понятие, отражающее дифференциацию общества на социально неравные группы. Более полное его определение звучит следующим образом: «Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени». Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.

Социальная стратификация или социально-стратификационный тип структуры общества, который в научной литературе и называется социальной структурой в узком понимании, представляет собой многофакторную (многомерную) иерархическую дифференциацию общества.

Само понятие стратификация для описания системы неравенства в обществе ввел в социологию в 20-х гг. XX в. П.А. Сорокин. Он предложил выделить три критерия, по которым, главным образом, происходит дифференциация социального положения людей (социального статуса) и по которым можно провести стратификацию конкретного общества:

  • 1) уровень дохода (богатые и бедные);
  • 2) политический статус (имеющие власть и не имеющие ее);
  • 3) профессиональные роли.

Современный английский социолог Энтони Гидденс (род. в 1938 г.) выделяет четыре основные исторически сложившиеся системы социальной стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

Первые три характеризуют закрытые общества , а последний тип - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт (слоев) в высшие либо полностью невозможны, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Это первая историческая система стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало в том или ином виде во многих странах; отдельные его проявления можно увидеть и в современных обществах.

Каста - социальная страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. В данном типе социальной стратификации касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты, и переход из одной касты в другую невозможен. Классический тип кастовой стратификации существовал и до сих пор встречается в Индии. Кастовое деление освящается индуизмом, согласно догматам которого, человек, живший праведно в рамках своей касты, после смерти в ходе реинкарнации живет уже в более высокой касте, и наоборот. Основных каст в Индии четыре: шудры - крестьяне, вайшии - купцы, кшатрии - воины и брахманы - священники. Кроме них, еще существует около пяти тысяч каст и подкаст. Самое низкое положение в индийском обществе занимают представители касты неприкасаемых.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. В феодальной Европе население делилось на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. законодательно закрепилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословное деление носило жесткий характер. Однако сохранялась возможность перехода из одного сословия в другое уже при жизни. Так, дворянство в России могло быть даровано монархом за заслуги и (или) куплено. После преобразований Петра I путь в высшее сословие был возможен через государственную службу.

Классы. Если обратиться к этимологии, то понятие класс (от лат. с/оуш - группа) обозначает группу людей, предметов или явлений, обладающих общими признаками. Отсюда и понятие классификация - деление на группы, проведенное по заранее определенному критерию.

Следовательно, классы в обществе можно рассматривать как выделенные на основе какого-либо критерия (или критериев) социальные группы. Именно с таким толкованием термина мы встречаемся в поле предсоциологического знания. Эта широкая трактовка понятия класс родственна понятию социальная стратификация в целом.

Однако чаще в социологии понятие класс трактуется в более узком смысле и понимается как деление общества на группы (страты) в результате перехода от феодализма к капитализму, когда были устранены сословные перегородки. Классы при классовом делении общества, понимаемом как нечто отличное от сословного деления общества, есть большие социальные группы, отличающиеся друг от друга доходом, властью, престижем при открытых границах этих групп, когда возможен юридически не запрещенный, свободный переход людей из одной группы в другую.

Отличие классов от других типов страт заключается в том, что принадлежность к классу не основана на наследуемом статусе; границы между классами не бывают четко очерченными; отдельный человек чаще всего достигает принадлежности к определенному классу, поскольку она не дана ему при рождении; классы обусловлены прежде всего экономическими различиями между группами людей; отношения между представителями разных классов в классовой системе носят безличный характер.

В основе большинства социологических исследований, посвященных классам и стратификации (на основе выделения классов), лежат идеи, сформулированные Карлом Марксом и Максом Вебером. Наиболее известной из современных теорий классов является теория, разработанная американским ученым Эриком Олином Райтом (род. в 1947 г.).

Читайте также: