Конвергентное и дивергентное мышление. Фундаментальные исследования Структура общего мышления, описание

Фещенко Т.С. 1 , Шестакова Л.А. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, доктор педагогических наук, доцент, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт открытого образования»

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Аннотация

Конвергенция наук и технологий – одна их важнейших проблем современности. Конвергентный подход в этой области человеческого знания уже описан. Он трактуется, как методология стирания междисциплинарных границ между научным и технологическим знанием. Преодоление этих границ открывает возможности для получения новых знаний, необходимых при создании объектов, близких к природным объектам по функциям и назначению. Конвергенция открывает перспективы получения новых знаний и идей для новых открытий, которые могут повлиять на все сферы человеческой деятельности. Цель данной статьи – показать значение конвергентного подхода в школьном образовании для подготовки подрастающего поколения к жизни в техносфере динамично меняющегося мира. Ответ на вопросы, как и что должно измениться в системе школьного образования – ключевая идея данной статьи. К основным методам исследования можно отнести конвергентный подход в школьном образовании на основе конвергенции знаний и технологий в условиях шестого технологического уклада. Конвергентный подход в школьном образовании – это качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Уход от «предметоцентрированого» подхода в обучении школьников, который преобладает еще в большинстве школ, к конвергентному подходу позволит воспитать конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников.

Feshchenko T.S. 1 , Shestakova L.A. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, State autonomous educational institution of higher education «Moscow Institute of Open Education»

CONVERGENT APPROACH TO SCHOOL EDUCATION – NEW OPPORTUNITIES FOR THE FUTURE

Abstract

The convergence of science and technology is one of the most important problems of our time. The convergent approach in this area of human knowledge has already been described. It is interpreted as a methodology for erasing the interdisciplinary boundaries between scientific and technological knowledge. Overcoming of these boundaries opens up opportunities for acquiring new knowledge needed to create objects close to natural objects by function and purpose. Convergence opens the prospect of gaining new knowledge and ideas for new discoveries that can affect all areas of human activity. The purpose of this article is to show the value of the convergent approach in school education for preparing the younger generation for life in the technosphere of a dynamically changing world.

The answer to the questions, how and what should change in the system of school education is the key idea of this article. The main methods of research include the convergent approach in school education on the basis of the convergence of knowledge and technology in the conditions of the sixth technological order. Convergent approach in school education is a qualitatively new level for the successful socialization of the younger generation in the future world. Avoiding the “subject-centered” approach in the education of schoolchildren, which prevails in most schools, to a convergent approach will help bring up a competitive graduate.

Keywords : convergence, education, convergent approach in schoolchildren education.

Одним из идеологов объединения таких областей знания как нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (НБИК-технологии) является Ковальчук М.В., директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». По его мнению, основными чертами современного этапа развития науки можно считать изменение парадигмы (от анализа к синтезу), сближение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход (как инструмент интеграции).

В статье «Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее» М.В. Ковальчук анализирует научные подходы периода Ньютона и приходит к выводу, что в то время существовала только одна наука – натурфилософия. Все ученые того времени – это натурфилософы, естествоиспытатели, которые изучали единую и неделимую природу . В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Так называемая «тетраэдрическая» концепция взаимосвязи конвергентных технологий (М. Роко и В. Бейнбридж) – «NBIC-конвергенция» – это объединение (слияние) четырех глобальных направлений: NANO, BIO, INFO, COGNO. Конвергентный этап взаимодействия (взаимовлияния, взаимопроникновения) характеризуется не только интенсивностью, но прежде всего, широтой охвата (атомарный уровень – интеллектуальные системы). Основные характеристики взаимодействия отражены в таблице 1.

Таблица 1NВIС/НБИК взаимодействие

Цивилизация переходит на новейший уровень, промышленное общество меняется на постиндустриальное, основой которого является информация. Не случайно информационные технологии Ковальчук М.В. образно сравнивает с «обручем», который методологически и теоретически объединил, интегрировал разные научные дисциплины и технологии» .

Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику, и, как следствие, – образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. В тоже время, не доопределены механизмы и инструменты образования, мотивирующего школьников к обучению. Система образования в основном передает фактические знания новому поколению, но недостаточно дает знаний, необходимых для профессионального самоопределения. Молодые люди по ряду причин (неясная перспектива, материальные трудности и т.п.) неуверенно смотрят в будущее, и не знают ответа на вопрос, с чем будет связана их профессиональная деятельность. Дополнительная трудность – определить свое профессиональное будущее еще в школьные годы. Таким образом, для многих выпускников не определен способ их взаимодействия со стремительно меняющимся окружающим миром.

Учащиеся и их родители хотят больше знать о профессиях, востребованных в ближайшем и отдаленном будущем. В настоящее время коренным образом меняются требования школьников и их родителей к уровню обучения, что объясняется следующими причинами:

– в большую жизнь вступает «поколение, которое с самого рождения знакомо с Интернетом»;

– в мировой экономике постоянно растет спрос на специалистов в таких областях знания, как естественные науки, технологии, инженерное дело и математика (Science, Technology, Engineering and Mathematics – STEM), и студенты с высокой мотивацией и хорошей подготовкой по этим предметам еще со школы представляют собой все более востребованный ресурс .

Объективная сложность окружающего мира определяется социальными последствиями технического прогресса. Закономерности процессов взаимодействия техносферы, личности и общества составляют основу социо-гуманитарных технологий (С- технологий). НБИКС-конвергенция (слияние социальных технологий с НБИК) постулируется как основа социального прогресса. Идея NBICS-конвергенции Д.И. Дубровского нашла отражение в работе уникального комплекса НБИКС-технологий созданного в нашей стране в 2009 году в Курчатовском институте. С 2012 года по инициативе Департамента образования города Москвы и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в школах города реализуется так называемый «Курчатовский проект», цель которого, по мнению В.М. Ковальчука, сформировать на школьном уровне – на уровне «начальных знаний» – принципиально новый тип мышления – сформировать системные представления об окружающем мире. Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду путем междисциплинарной интеграции не только на уровне урочных занятий, но и на уровне интеграции урочной и внеурочной деятельности, на уровне взаимодействия с профильными вузами. А для того, чтобы «успеть в завтра» необходимо уже сегодня обеспечить школьникам доступ к высокотехнологичному оборудованию для выполнения учебно-исследовательских проектов. Большая роль в обеспечении понимания перспективы жизни и труда, несомненно, принадлежит школе и учителю. Сделать обучение интересным, актуальным, эффективным – оказать педагогическую, психологическую и информационную помощь в выборе профессии – призвана предпрофессиональная подготовка школьников, реализуемая в рамках предпрофильного и профильного обучения.

В настоящее время достаточно широко обсуждаются НБИКС-технологии, которые оказывают сильное влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека. Интерес к этому процессу постоянно возрастает.

В работах , отмечается, что прогресс человеческих возможностей с помощью эндо протезирования, фармакологии, генной инженерии, и нанотехнологий имеет огромное влияние на общество, однако, осознание происходящих процессов и изменений не успевает за совершенствованием технологий. Не только форма поведения, мышление, желания способствуют становлению личности человека, а также новые исследования и достижения в технике и технологии вносят изменения в жизни человека. Авторы выделяют две философских группы для оценки влияния НБИКС-технологий на человека. Одни считают, что НБИКС способны создать все условия для улучшения жизни человека. Эта группа – трансгуманисты. Создание постчеловека поможет решить ряд проблем, например, побороть болезни, смертность, ограничение возможностей человека и др. Против этой идеи выступает вторая группа исследователей. Они считают, что НБИКС-технологии способствуют потере нравственных и духовных ориентиров, человек становится слабым, бездушным и потерянным .

Рассмотрим смысл и происхождение аббревиатуры НБИКС.

В Соединенных штатах Америки в 2002 году М. Роко и В. Бейнбридж , выдвинули инициативу, под названием НБИК, где указали 2 направления исследований: 1) научно-технологическое направление, в рамках которого рассмотрены проблемы конвергенции и синергии передовых технологий и новый уровень исследований в науке; 2) антропологическое или социально-гуманитарное направление, которое связано с процессами совершенствования человека и его способностей Первое направление достаточно подробно изучено в работах следующих отечественных авторов: Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик, М.В. Ковальчук и др. , , .

К особой группе исследований можно отнести работы О.Е. Баксанского. Ученый рассматривает конвергенцию с позиции философии образования и считает конвергенцию фундаментальным принципом мировоззрения будущего.

Однако для описания второго направления еще требуется серьезное осмысление и изучение – очень сложно представить, какие произойдут изменения в мышлении человека и в нем самом. Нужно посмотреть, что будет происходить между человеком и машиной, как будут распределены функции, какие функции будут выполнять «они», как будет организованна «их» работа.

Развитие НБИКС-технологий окажет влияние на человека и форму его существования, постепенно произойдет замещение человека на механизированную модель. И это проблема глобального масштаба для всего человечества.

В своей работе В.А. Аршинов называет Роко и Бейнбриджа создателями конвергентной схемы, которую описывает как тетраэдр, в вершинах которого располагаются базовые элементарные нанообъекты: атом, ген, нейрон и бит. Эти наночастицы взаимозаменяемы, соответственно, можно говорить о синергии 4-х направлений в науке .

Позже российский ученый М.В. Ковальчук в ходе своих научных работ добавил литеру «С» для обозначения социально-гуманитарных наук .

Трансгуманисты поддерживают конвергирующие НБИКС-технологии, работы и исследования, направленные на «создание» нового улучшенного человека – «постчеловека».. Термин «трансгуманизм» ввел биолог-эволюционист Дж. Хаксли в 1957. В начале двадцатого века для человека религия уходила на второй план, а наука встала на первое место. Именно тогда началась конвергенции человека и машины. Трансгуманисты поддерживая НБИК-инициативу, создают модель идеального человека, при этом исключают философские и гуманитарные исследования, в которых можно обсуждать постепенную замену человека машиной.

Ф.Н. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и И.И. Мечников берут русский космизм и научно-технический прогресс за основу своих исследований. Отечественный современный автор-философ М.Н. Эпштейн предлагает новую науку «гуманологию», с помощью которой показывает разные формы человеческого бытия.. Эта наука предполагает связь теоретических и практических изменений человека и его природы при переходе на механические формы, т.е. человек становиться «уходящим» видом.

Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, поэтому цивилизация и технологии не стоят на месте, а развиваются с каждым днем. При этом меняются условия жизни и сам человек. Он меняется физически, эмоционально, психологически, меняется мышление и так далее. При этом что-то изменяется больше, а что-то практически незаметно изменяется в человеке . Очевидные положительные изменения в человеке на сегодняшний день вызваны переменами, произошедшими с появлением письменности и печатных книг. Снижение физических способностей происходит из-за изменений орудий труда (компьютеры ® снижение зрения, искривление позвоночника; плеер ® ухудшение слуха и т.п.). Все больше появляется телефонов, планшетов, других устройств, способных «взять» на себя работу человека (имплантатов, искусственных органов, автоматов и т.п.). С исторической точки зрения информационный «век» начался совсем недавно. Но, уже формируется переход от локальных сетей к коммуникации между такими объектами, как «физические объекты» и «киберфизические системы» (Интернет вещей). Какое влияние оказывают эти технологии на людей? И можно ли сказать, что эти технологии разрабатываются для людей? Да, так как открываются возможности для удаленного мониторинга показателей здоровья пожилых людей, усовершенствования системы скорой медицинской помощи, улучшения качества жизни людей, и прежде всего, с ограниченными возможностями (Алексеева, В.И. и др.) ..

Алексеева И.Ю. считает, что конвергенция не сводится к простой интеграции, тем более, что не всегда в ней есть потребность, следует говорить о конвергентном развитии разных областей знания, так как «происходящее в одних областях способствует осознанию вопросов, актуальных для других областей, возникновению в этих областях аналогичных методов и подходов» .

В работах П.С. Гуревича отмечается, что в философской литературе часто встречаются новые слова, например, биоинженерия, нанотехнологии и другие . Аршинов В.И., Ласло Э. Макросдвиг и ряд других авторов отмечают, что мы находимся на пороге больших открытий и изменений , , , .

В связи с развитием информационных технологий появился Интернет с его достижениями и опасностями. С одной стороны, человек не ограничивает себя в общении, имеет доступ к различной информации, в том числе научной, новостной, развлекательной, ко всем сферам услуг. С другой стороны, Интернет может использоваться для манипуляции людьми.

В своей работе М.В. Ковальчук утверждает, что с помощью нано- и биотехнологий воспроизводится система живой природы, а не создается техническая копия человека .

Наука движется вперед и меняет устройство мира. Появится новый человек – «постчеловек», у которого будут совершенными физическое тело и интеллект. В наше время мы частично наблюдаем эти изменения: сколько людей посещают салоны красоты, тренажерные залы, как модно стало менять внешность с помощью пластических операций, доступна имплантация частей организма.

Группы людей, которые выступают против идеи усовершенствования человека, считают, что нельзя наперед знать, что станет с людьми, а больше всего они боятся, что человечеству грозит уничтожение. Пока человек меняется технически, он забывает про свои чувства, т.е. он весь усовершенствуется технически, но такие чувства, как любовь, надежда, дружба уходят на второй план, меняется сознание человека.

Все перечисленные научные идеи необходимо учитывать в подготовке порастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции наук и технологий. Современная школа, в первую очередь, должна чутко реагировать на происходящие изменения. Исследование по теме: «Организационная модель среды профессионального самоопределения: ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка московских школьников» – один из возможных способов обеспечения разрешения проблем, существующих в образовании сегодня, это:

разрыв между потребностями рынка труда Московского региона в кадрах среднего звена и профессиональным выбором молодежи

«академизм» образования: дефицит включения школьников в реальные профессиональные практики; несформированность осознанного выбора профессии, воспитания у подрастающего поколения ценностей труда и профессионализма.

«консерватизм» образования: обращенность содержания образования и методов обучения в прошлое, недостаток «практик будущего», прорывных технологий для профессиональной ориентации и самоопределения школьников.

Подготовка профессиональных кадров 21 века через создание организационной модели профессионального самоопределения в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой – основа получения качественного профессионального образования обеспечение конкурентоспособности Москвы в чемпионатах JuniorSkills, WorldSkills, надежность школы для жизни.

В современных условиях особое значение для развития системы московского образования, реализации ключевого проекта «Готов к учебе, жизни и труду», подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего имеет разработка и внедрение в практику школьной жизни конвергентно ориентированных основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ подготовки учителя, способного реализовывать эти программы.

К разработке таких программ должны привлекаться специалисты и представители тех организаций, которые имеют практический опыт и необходимые теоретические знания в области конвергентного обучения.

Актуальные проблемы, касающиеся совершенствования системы московского образования; подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего; обеспечения опережающего обучения в условиях конвергенции наук и технологий; подхода к проектированию конвергентно ориентированных основных образовательных программ; развития сотрудничества между образовательными, научными и др. организациями, обсуждались на круглых столах, конференциях, в ходе дискуссий. В итоге обсуждений были определены следующие позиции

  1. При проектировании конвергентно ориентированных программ использовать единое «понятийное поле», сформированное в процессе обсуждения участниками мероприятий.
  2. Проектирование конвергентно ориентированных программ и их дальнейшая реализация должны проходить в организованном сетевом взаимодействии, позволяющем создать для обучающихся уникальные условия раннего определения своей профессионально-образовательной траектории и опережающее освоение элементов будущих профессиональных компетенций.
  3. К разработке конвергентно ориентированных образовательных программ, а также программ профессионального учебного цикла и вариативной части среднего и высшего профессионального образования необходимо привлекать представителей отраслевых объединений и конкретных предприятий – заказчиков кадров.
  4. При проектировании и реализации конвергентно ориентированной образовательной программы руководствоваться единой методологией:

Область: урочное/внеурочное, профильное обучение, ДО.

Признаки:

цель – формирование предпрофессиональных компетенций;

форма реализации – сетевая (включение ресурсов среднего профессионального образования, высшего образования, промышленных предприятий, здравоохранения, НИИ, музеев и др.);

принципы – междисциплинарность, наддисциплинарность;

подход – технологичный (интегрирует образовательные и НБИК технологии).

материально-технические условия реализации программы –высокотехнологичное оборудование, лабораторное оборудование на базе цифровых технологий;

Конвергентная образовательная технология (пример)

STEAM-образование (S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics):

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций,

Навыков работы в группе.

Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био-и нанотехнологии), математики, инжиниринга, гуманитарных наук, искусства.

Словарь терминов и определений конвергентного образования используется в рамках системы повышения квалификации школьных команд города Москвы как основа для понимания сути и назначения конвергентного образования, обеспечивающего современную образовательную среду, необходимую для подготовки школьников к жизни и труду в обществе будущего. В процессе использования словарь претерпевает содержательные изменения, так как может быть дополнен всеми участниками взаимодействия и самостоятельно адаптирован каждым образовательным учреждением с учетом образовательной специфики.

В рамках исследования дано определение, предложена методология и выделены ключевые принципы конвергентного образования.

Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий.

  • Методология конвергентного образования:
  • взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;
  • реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;
  • взаимопроникновение наук и технологий.
  • Ключевые принципы конвергентного образования:
  • междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;
  • переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
  • модель познания – конструирование;
  • сетевая коммуникация;
  • обучение не предметам, а различным видам деятельности;
  • надпредметные знания через НБИК-технологии
  • ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Отметим, что по отношению к образованию и обучению мы рассматривали понятие междисциплинарности как особенности знания, которые пресекают несколько традиционных предметов, например, физику, биологию, химию, информационные технологии. При этом исследователи, школьники и педагоги включены в проблему установления связи и интеграции нескольких предметных областей, профессий или технологий с их методами и особенностями для достижения общей цели. Опережающая система образования должна, прежде всего, обеспечивать кадровую потребность экономики. Конвергентное образование – это путь к такому обеспечению.

Среди принципов системы опережающего образования можно выделить следующие:

  • Понимание спроса на кадры на 5-15 лет вперед (в качестве навигатора может быть использован «Атлас новых профессий» ).
  • Бизнес и производство должны сами заказывать вузам специалистов.
  • Работодатели должны сами активно участвовать в процессе подготовки кадров.
  • Наличие гибких образовательных программ.
  • Обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов

Особенности формирования образовательной среды московского школьника связаны с проектным подходом, суть которого отражена в его девизе – «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!». Проекты столичного образования связаны с подготовкой инженерно-технических медицинских, военных, научных, а также рабочих кадров, необходимых для стабильного опережающего развития России в XXI веке, ее конкурентоспособности в глобальном мире.

Промежуточные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что конвергентный подход в школьном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей выпускника в успешной социализации и профессиональном самоопределении.

Список литературы / References

  1. Алексеева И.Ю. Информационная компетентность, естественный интеллект и НБИКС-революция/И.Ю. Алексеева// Информационное общество. – 2012. – № 5. – С. 9-15.
  2. Алексеева И.Ю. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека / И.Ю. Алексеева, В.И. Аршинов, В.В. Чеклецов // Вопросы философии. –2013. – № 3. – С. 12-21.
  3. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии – – №1– С.59-70
  4. Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики / В.И. Аршинов // Постклассические практики и социокультурные трансформации. Материалы IV междисциплинарного семинара – М: МАКС Пресс – 2009. – С.60-72.
  5. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. Постнекласичні дослідження. Збірник наукових праць. – 2010. – № 24. – С. 58-75.
  6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] – URL: http://atlasru/ (дата обращения: 27.04.2017).
  7. Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества: за пределами конвергентных технологий DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995 Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий /О.Е. Баксанский // Философия и культура – 2014. – № 7 (79). – С.1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. /О.Е. Баксанский // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 3. – С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. – М., 2013. – № 3. – С. 152-222. перевод: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p
  10. Белялетдинов Р.Р. Человек трансгуманистического периода/Р.Р. Белялетдинов., В.И. Аршинов, В.Г. Гребенщикова и др. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. – 272 с.
  11. Величковский, Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: от homo economicus к homo cognitivus/Б.М. Величковский // Форсайт. –2007. – Т. 1, – № 4. – С. 32-35.
  12. Величковский, Б.М. Системная роль когнитивных исследований в развитии конвергентных технологий / Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 186-191.
  13. Горбачева А.Г. Социально-философский анализ влияния конвергирующих НБИКС-технологий на человека: дис… канд. философ. наук: 09.00.11.: защищена 18.01.17 / Анна Геннадьевна. Горбачева. – Томск, 2016. – 151 с.
  14. Гуревич П. С. Логика биоса и мозг машины /П.С.Гугевич // Философия и культура –2008. –№8. С. 29-44.
  15. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее/М.В. Ковальчук // Российские нанонехнологии. –2011. – Т. 6, – № 1-2. – С. 13-23.
  16. Ковальчук, М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция ИКЦ/ М. В. Ковальчук – «Академкнига» М: – 2011. – Том 1. – 222 с.
  17. Ковальчук, М.В. От атомного проекта к «конвергенции» [Электронный ресурс] / М.В. Ковальчук // Природа. –2013. –№ 12. – С. 3-7.– URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (дата обращения: 03.02.2017).
  18. Ковальчук, М.В., Нарайкин, О.С., Яцишина, Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития ∕ М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина ∕∕ Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.3–11.
  19. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен: научно-популярная литература / Э. Ласло. – М. : Тайдекс-Ко, 2004. – 208 с.
  20. Летов О.В. Трансгуманизм и этика [Электронный ресурс]./ О.В. Летов // Культурология. – – № 4. – С. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (дата обращения: 26.01.2017).
  21. Черникова, И.В. О влиянии информационных и когнитивных технологий на образовательные стратегии и сознание / И.В. Черникова, Е.В. Середкина // Язык и культура. – 2012. – № 4. – С. 128-138.
  22. Эпштейн М.Н. От пост- к прото-. Манифест нового века/М.Н. Эпштейн // Знамя. – 2001. –№ 5. – С. 180-198.
  23. Roco, M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science [Электронный ресурс] / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology аnd Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Alekseeva I.Ju. Informacionnaja kompetentnost’, estestvennyj intellekt i NBIKS-revoljucija /I.Ju. Alekseeva// Informacionnoe obshhestvo . – 2012. – № 5. – P. 9-15.
  2. Alekseeva I.Ju. «Tehnoljudi» protiv «postljudej»: NBIKS-revoljucija i budushhee cheloveka [“Technologists” against “posthumans”: NBICS revolution and the future of man] / I.Ju. Alekseeva, V.I. Arshinov, V.V. Cheklecov // Voprosy filosofii . –2013. – № 3. – P. 12-21.
  3. Arshinov V.I. Paradigma slozhnostnosti i sociogumanitarnye proekcii konvergentnyh tehnologij / V.I. Arshinov, V.G. Budanov // Voprosy filosofii . – 2016. – №1 – P. 59-70.
  4. Arshinov V.I. «Setevoj put’» sovremennoj nano-tehno-nauchnoj praktiki [“The network path” of modern nano-techno-scientific practice] / V.I. Arshinov // Postklassicheskie praktiki i sociokul’turnye transformacii. Materialy IV mezhdisciplinarnogo seminara . – M: MAKS Press – 2009. – P. 60-72.
  5. Arshinov V.I. Sociokul’turnye problemy konvergirujushhih tehnologij (NBIC-process) / V.I. Arshinov, Ja.I. Svirskij // Totallogy-XXI. Postneklasichnі doslіdzhennja. Zbіrnik naukovih prac’ . – 2010. – № 24. – P. 58-75.
  6. Atlas novyh professij – URL: http://atlas100.ru/ (accessed: 27.04.2017).
  7. Baksanskij O.E. Konvergencija znanij, tehnologij i obshhestva: za predelami konvergentnyh tehnologij / O.E. Baksanskij // Filosofija i kul’tura . – 2014. – № 7 (79). – P. 1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Baksanskij O.E. Mirovozzrenie budushhego: konvergencija kak fundamental’nyj princip /O.E. Baksanskij // Pedagogika i prosveshhenie . – 2014. – № 3. – P. 50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Barber M., Donnelli K., Rizvi S. Nakanune shoda lavin: vysshee obrazovanie i grjadushhaja revoljucija / M. Barber, K. Donnelli, S. Rizvi / translation from English. N. Mikshinoj // Voprosy obrazovanija . – M., 2013. – № 3. – P. 152-222. Translation: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p.
  10. Beljaletdinov R.R. Chelovek transgumanisticheskogo perioda /R.R. Beljaletdinov., V.I. Arshinov, V.G. Grebenshhikova and others. Global’noe budushhee 2045. Konvergentnye tehnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaja jevoljucija . Edited by prof. D.I. Dubrovskogo. – M.: OOO «Izdatel’stvo MBA», 2013. – 272 p.
  11. Velichkovskij B.M. Mezhdisciplinarnye issledovanija soznanija: ot homo economicus k homo cognitivus / B.M. Velichkovskij // Forsajt . –2007. – T. 1, – № 4. – P. 32-35.
  12. Velichkovskij B.M. Sistemnaja rol’ kognitivnyh issledovanij v razvitii konvergentnyh tehnologij / B.M. Velichkovskij, A.V. Vartanov, S.A. Shevchik // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta . – 2010. – № 334. – P. 186-191.
  13. Gorbacheva A.G. Social’no-filosofskij analiz vlijanija konvergirujushhih NBIKS-tehnologij na cheloveka : dis… of PhD in Philosophy: 09.00.11.: defense of the thesis 18.01.17 / Anna Gennad’evna Gorbacheva. – Tomsk, 2016. – 151 p.
  14. Gurevich P.S. Logika biosa i mozg mashiny /P.S. Gugevich // Filosofija i kul’tura – 2008. – №8. – P. 29-44.
  15. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – proryv v budushhee /M.V. Koval’chuk // Rossijskie nanonehnologii . –2011. – T. 6, – № 1-2. – P. 13-23.
  16. Koval’chuk M.V. Nauka i zhizn’: moja konvergencija IKC / M.V. Koval’chuk – «Akademkniga» M: – 2011. – Tom 1. – 222 p.
  17. Koval’chuk M.V. Ot atomnogo proekta k «konvergencii» / M.V. Koval’chuk // Priroda . –2013. – № 12. – P. 3-7. – URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (accessed: 03.02.2017).
  18. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – novyj jetap nauchno-tehnicheskogo razvitija ∕ M.V. Koval’chuk, O.S. Narajkin, E.B. Jacishina // Voprosy filosofii . – 2013. – № 3. – P. 3-11.
  19. Laslo Je. Makrosdvig k ustojchivosti mira kursom peremen: nauchno-populjarnaja literatura / Je. Laslo. – M.: Tajdeks-Ko, 2004. – 208 p.
  20. Letov O.V. Transgumanizm i jetika / O.V. Letov // Kul’turologija . – 2008. – № 4. – P. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (accessed: 26.01.2017).
  21. Chernikova I.V. O vlijanii informacionnyh i kognitivnyh tehnologij na obrazovatel’nye strategii i soznanie / I.V. Chernikova, E.V. Seredkina // Jazyk i kul’tura . – 2012. – № 4. – P. 128-138.
  22. Jepshtejn M.N. Ot post- k proto-. Manifest novogo veka / M.N. Jepshtejn // Znamja . – 2001. –№ 5. – P. 180-198.
  23. Roco M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Капранова М.Н.,
заместитель директора Инженерно-технической школы

Конвергентное обучение направлено на формирование такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир, как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин...

Методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания - это старт для активной жизни и труда в обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с вызовами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования.

Современный педагогический работник всё это понимает и принимает, но на практике, чем больше он погружается в тему, тем больше у него возникает вопросов:

  • Как самим педагогам и руководителям образовательных организаций «войти» в пространство конвергентных идей?
  • Как определить компоненты школьных дисциплин, которые необходимо наполнить конвергентным содержанием?
  • Как выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося на основе конвергентно-ориентированной образовательной программы?

Реалии таковы, что рассказать, каким образом это должно реализовываться в школе, однозначно и уверенно могут единицы.
Работать над этими вопросами, обсуждать, спорить, мы начали в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках нового учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации» . Курс направлен на формирование у слушателей нового восприятия содержания и перестройку взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации запросов социума и, очевидно, что конвергенция - один из важнейших его запросов.
Организация конвергентно ориентированного образовательного пространства в школе начинается с индивидуального подхода к обучающемуся . Для системы образования этот подход не является чем-то новым. Более того, в Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте - личностный результат школьника, значит, индивидуальный подход в организации учебной деятельности также выдвигается на первый план. Но в условиях конвергентного образования базироваться этот подход должен на таких принципах обучения, где основная модель познания - конструирование. То есть одним из обязательных компонентов современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для её реализации в школе необходимо создавать условия, при которых каждый ученик в ходе выполнения индивидуального проекта узнаёт, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, приобретает умение мыслить, применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях.
Есть и ещё один важный аспект - это раздел ФГОС «Портрет выпускника», где перечислены те качества выпускника, развитие которых должна обеспечить современная школа, в нём нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узко-направленные задачи в той или иной предметной области.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество, готовый к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной и инновационной деятельности . А самое главное - подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе. Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе оценок образовательных результатов.
Обучение на курсе «Современный заместитель руководителя образовательной организации» помогает найти ответы на поставленные вопросы. Погружает слушателей в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения», «Как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
Курс предполагает анализ основных образовательных программ школ с целью выявления «точек конвергенции» - позиций, по которым возможно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассмотрены вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города.
Поиск и привлечение единомышленников по созданию конвергентного образовательного процесса - ещё одна задача курса. Впереди у слушателей - стажировки в школах Москвы и, как результат обучения, разработка Дорожной карты реализации в школе конвергентного подхода .

Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ

Слайд № 1

Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.

Цель : повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе .

Слайд № 2

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно : ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий .

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать) . Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве : и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие» ;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс , который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы .

Слайд № 3

В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?

1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход . Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ . Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.

Использование инновационных технологий опережающего развития.

3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.

Слайд № 4

Ключевые принципы конвергентного образования

Синтез образовательных областей ;

Переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;

Модель познания - конструирование;

Обучение различным видам деятельности;

Сетевая коммуникация.

Слайд № 5

Новые акценты в содержании образования :

Формирование навыков и умений для реальной жизни;

конвергентное образование ;

образование в условиях техносферы и информационных технологий;

Ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.

Слайд № 6

Приоритеты в содержании образования :

Личностно-ориентированный подход;

Переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;

Модель познания – проект, конструирование;

Обучение через деятельность.

Слайд № 7

С понятием «конвергентное образование » мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение » ? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей .

Слайд № 8

Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету» , который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.

У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.

Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.

ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?

*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии) .

*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.

*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе : животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);

*фруктовая начинка : где растут фрукты и ягоды – труд людей : садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.

Шоколадные конфеты

Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.

Познавательная беседа,

рассуждение, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Опыты с сахаром

Знакомство с географической картой, глобусом.

Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.

Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омскийгосударственный университетпутей сообщения», г.Омск[email protected]

О конвергентном образовании

Аннотация.Статья посвящена образовательной технологии, направленной на то, чтобы знания и умения от изучения смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, позволяя обучающимся приобретать системные знания, универсальные навыки и приемы в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.Ключевые слова:образование, образовательная технология, компетентность, конвергенция.

Модернизация экономики в рамках разработки программы импортозамещения в условиях расширяющихся санкций и соответствующая подготовка кадров для предприятий, прежде всего оборонной промышленности, озвученные руководством нашего государства требуют начинать работать по новому, не полагаясь, как было ранее, на госприемку и военных представителей -следовательно, надо учить работать поновому. В своем недавнем телевизионном интервью вицепремьер Д. Рагозин озвучил необходимость организации целевого обучения, потому что «…нам нужныне тысячи универсалов, а десятки узких высококвалифицированных специалистов» для решения конкретных задач ведущих отраслей народного хозяйства. Эта глобальная задача в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС 3 и ФГОС 3+) и постоянно растущем спросе на рабочих и технических специалистов для промышленных предприятий требуют существенного пересмотра образовательных программ и технологий. Например, пермский опыт по подготовке кадров для промышленности региона на основе дуальной системы образования по договорам с учебными заведениями о подготовке специалистов конкретного профиля был обусловлен необходимостью кадрового укомплектованияпромышленных предприятий края определенным «набором» дефицитных профессий. Однако, будучи явлением несомненно положительным, данный опыт не решает проблемы реформирования профессионального образования в целом, поскольку фактически представляет собой курсы краткосрочной целевой подготовки (переподготовки) с очевидным акцентом закрепления получаемых знаний на конкретных рабочих местах. Но известно, в годы СССР учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования всегда уделяли практическому закреплению знаний необходимое и достаточное время. С тех лет подобную практику сохранили некоторые предприятия, к числу которых можно отнести ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».В последние годы, руководствуясь правилом «все новое –давно забытое старое» и двигаясь во встречном направлении, в регионе свои ресурсные центрысоздали Омский государственный технический университет, Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий и ряд других образовательных учреждений; благодаря центрам у студентов появилась своя собственная производственная база. В рамках нашего университета приемлемые условия закрепления теоретических знаний для базовых технических дисциплин создают структурные подразделения ОАО «Российские железные дороги». В данной статье речь пойдет о дальнейших поисках путей реализации компетентностного подхода в образовании. Ранее автором рассматривался известный вариант непрерывного образования, заключающийся в модернизации образовательных процессов свыделением двух направлений: вертикальноинтегрированное -это «школа –колледж –ВУЗ»игоризонтальноинтегрированное или профильное (специализированное) обучение.Сейчас предлагается более детально рассмотреть технологию горизонтальноинтегрированного обучения, так как в школах и в профессиональных образовательных учреждениях возникают сложности с оптимальным распределением нагрузки по учебным периодам и предметам (дисциплинам). Очевидно, общий объем учебной нагрузки не может быть беспредельным, при этом объем информации по дисциплинам ежегодно растет, как и их количество, поскольку появляются новые: современные информационные системы, методы защиты информации и прочие. Порой, как и прежде, возникают казусные ситуации, когда «сначала читают дисциплину «экономический анализ», а затем «экономику предприятия»;преподается дисциплина «методы неразрушающего контроля» студентам, не получившим необходимых знаний по физике и т.п.» . Следовательно, первая насущная задача заключается в том, как наилучшим образом «вместить» все необходимые дисциплины в учебный план, вторая –как увязать их между собой и в необходимой последовательности, причем так, чтобы знания смежных предметов максимально эффективно использовались в освоении конкретной дисциплины в целях формирования компетенций, давая обучающимся (школьникам, студентам) системные знания, универсальные навыки и приемы. Такое увязывание позволит согласовыватьдисциплины по тематикеи последовательности изложения, попутно снижая нагрузку на обучающегося и давая ему возможность в итоге овладетькомпонентами интегративной деятельности . В советские годы «продвинутые» педагоги школ и техникумов учили составлять кроссворды на уроках по географии, биологии; на иностранном языке сочинять стихотворения; на физике и других прикладных дисциплинах использовать умения, приобретенные на уроках труда, при изготовлении макетов и моделей; на уроках труда рассчитывать размеры, параметры и изготавливать рабочие чертежи инструментов и макетов устройств с целью их последующего изготовления в условиях производственных мастерских; проводить тематические (по различным направлениям профессиональных знаний) КВН, таким образом, вовлекая учащихся в учебный процесс, мотивируя их на повышение уровня своей подготовки и т.п.Перевести такой индивидуальный подход на постоянную основу, сделать его неотъемлемой частью учебного процесса –видимо, это современный путь реального овладения учащимися необходимыми компетенциями. Выше отмечалось, что надо учить работать по новому, причем, на наш взгляд, начиная со школьной скамьи.Но для этого потребуется, как минимум, обучение самих педагогов обучению учащихсяпоновому, чтобы не отдельные энтузиастыноваторы реализовывали свои идеи, а вся система образования наполнялась творческим содержанием -это, в свою очередь, требует другой подготовки педагогов школьного и профессионального образования.При этом процесс естественного обновления материальнотехнической базы образовательных учреждений не должен доводиться до абсурда, когда изучение микрошлифов, изготовливаемых обучающимися собственноручно, с использованием микроскопов (как на производстве) заменяется на изучение микрошлифов… на экране монитора, а микроскопы при этом списываются … за ненадобностью. То есть современные технические средства обучения должны способствовать освоению, а не подменять реально используемые предметы и средства труда. Математическое моделирование должно ускорять и повышать эффективность макетного моделирования и доводку опытных образцов, а не подменять собой. Известно, что некоторые патенты на изобретения грешат излишней теоретической направленностью, поскольку не ориентированы на практическое применение. Типичный пример приведен на рис. Для опытного специалиста, эксплуатирующего подобное оборудование, очевидно, что надежность данного устройства не высока. Учитывая, что патентные законодательства различных стран или групп стран не «согласованы» между собой, новые незавершенные идеи становятся лакомой добычей, а патентование -лазейкой для заимствования чужих идей и их практической реализации странами с лучшим инвестиционным климатом. А ведь сама история изобретательства показывает, что нередки случаи, когдаэффективно используются прототипыиз других сфер человеческой деятельности; но это становится возможным, если человек владеет разнообразными способами и методами, формируясь как разносторонний «специалист» еще в школе.Притчей во языцех стали «компьютерные дети», не умеющие применять полученные знания изучаемых предметов (дисциплин) в практической плоскости. Что мешает подключить их пытливые умы к автоматизации многих школьных проблем, начиная с документооборота и опытного конструирования? Ничего, кроме нежелания либо неумения педагогов заниматься малопонятным и бесплатным трудом.

Рис.1.Пример инженерного незавершенного решенияЧтобы показать отличия от прежних подходов в образовании и подчеркнуть существенность использования нововведений, рассматриваемую образовательную технологию, акцентированную на взаимное проникновение дисциплин при их изучении, можно условно назвать «конвергентным образованием». Её суть очевидна: знания и навыки, полученные учащимися при освоении предшествующих и смежных дисциплин, надо планомерно и творчески использовать при дальнейшем обучении, закладывая их в учебные планы. В настоящее время если это и делается в рамках внедрения компетентностного подхода, то чисто формально: многие преподаватели не знают, какой конкретно материал дается коллегами и каким способом закрепляется: отсюда, нередки повторы изученного, либо «междисциплинарные пробелы».В этой связи следует вспомнить, что в 90е годы в России на смену комплексной системе управления качеством продукции, которая разрабатывалась и была реализована в обороннопромышленном комплексе, пришли международные стандарты серии ISO9000, Благодаря им удалось устранить «бреши» в управлении качеством выпускаемой продукции между разными функциональными подразделениями предприятия, поскольку в управленческом менеджменте был реализован процессный подход. К сожалению, принципы всеобщего менеджмента качества по сей день не нашли должного примененияв российской действительности, о чем можно судить по низкому качеству отечественной продукции и неудовлетворительному спросу на специалистов по управлению качеством со стороны работодателей. Проще оказалось «обзаводиться» сертификатами соответствия, нежели вести методичную работу по разработке, внедрению и поддержанию на должном уровне системы менеджмента качества, имеющей в своей основе статистическое управление процессами, т.е. ежедневный скрупулезный труд.В образовательных учреждениях своеобразную роль «владельца процесса», на наш взгляд, играет учебная часть (деканат), но контроль внешний и выборочный никогда не заменит регулярного внутреннего самоконтроля, осуществляемого каждым педагогом в условиях реализации новой технологии. Полагаем, если мы заимствовали для сферы услуг стандарты серии ISO9000, изначально разработанные применительно к сфере материального производства ,то и дальнейшее их совершенствование следует осуществлять по аналогичным принципам, естественно, с учетом специфики сферы предоставления образовательных услуг. В частности, внедрением в образовательный процесс самооценки преподавателя и студента. В той же работебыло отмечено, что «современная политика государства, направленная на глубокую модернизацию экономики, никоим образом не может осуществляться без глубокого реформирования системы образования в нашей стране, поскольку «…сама система образования становится частью инновационной экономики…» ».Другая сторона существенности нововведения заключается в том, что работодатель (в лице государства или частных компаний) будет обязан создаватьвозможности для проведения практических работ в условиях реального производства, доля которых должна существенно возрасти и поддерживаться на достаточном для формирования навыков уровне. «Приемочный» или выходной контроль компетентности выпускников должен стать обязательной частью деятельности организацииработодателя. Понятно, что для заинтересованности предприятий для них надо создавать различные методы стимулирования: льготное налогообложение, привлечение инвестиционных ресурсов и пр.Таким образом, мы создадим предпосылки для организации массового целевого обучения, о чем высказался Д. Рагозин, когда каждый студент будет овладевать необходимыми компетенциями в интересах организацииработодателя и на её территории. Свою положительную роль должно сыграть начавшееся в ряде регионов страны создание Центров для независимой оценки и сертификации квалификаций «…тем самым создавая механизмы внедрения и признания новых профессиональных стандартов в различных общественных секторах: в реальном секторе экономики, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, в области регулирования потоков трудовых ресурсов на внутренних и внешних рынках труда и др.» .В противном случае мы будем продолжать «тиражирование» невостребованных экономистов, юристов и прочих специалистов, усугубляя диспропорцию спроса и предложения на рынке труда исходя из образовательных возможностей учебных заведений и искусственного спроса со стороны абитуриентов, а точнее, их родителей, формируемого еще на уровне общеобразовательных учебных заведений путем «разделения» учащихся на «технарей» и «гуманитариев» и соответствующего натаскивания на сдачу «профильных» ЕГЭ.Почему в ВУЗе студентов обучают на физикоматематическом факультете, присуждают соответствующие ученые степени, подразумевая очевидную связность этих понятий, а в школе преподаватели математики могут либо не преподавать физику либо преподавать её абы как, точнее, как второстепенный предмет? Отсюда искусственная «гуманизация» образования, когда без достаточных знаний в технических предметах выпускник общеобразовательной школы вынужден в дальнейшем выбирать специальности гуманитарного направления. В ряде школ, и не только школ, нет наглядных пособий, приборов и расходных материалов на уроках по физике, химии, биологии.Может, следует на примере автошкол, которым запретили привлекать курсантов для обучения без надлежащей материальной базы, строже контролировать выдачу лицензий на образовательную деятельность подобным учебным заведениям? Не на пустом месте появились высказыванияо целесообразности предоставленияпонекоторымвидампрофессий возможности получения высшего технического образования для дальнейшей углубленной подготовкилишь после завершения среднего профессионального учебного заведения и определенного стажа практической работы по специальности для овладения необходимыми компетенциями.И главное, чтобы эта образовательная технология не превратилась, говоря словами А. Новикова в «новую «креативную» педагогику» , а дала свои результаты в нынешних условиях ввода санкций в отношении российских компаний. Сами ограничительные санкции, которые ведущие страны мира применили против России, вопреки положениям Всемирной торговой организации и собственным экономическим интересам, будут стимулировать развитие отечественных отраслей только лишь при более ответственном и целенаправленном реформировании профессионального образования, учитывая уже существующую тенденцию создания образовательнопроизводственных кластеров в виде взаимосвязанныхобъединенийобразовательных учреждений разного уровня, организаций и промышленных предприятий, при которой на новом уровне придется восстанавливать некогда существовавшие взаимовыгодные отношения между образовательными учреждениями и организациямиработодателями.Тогда не будут появляться «режущие слух»сообщения, что «…В Омске наместе агрегатного завода построят жилой комплекс с25ти этажными домами. Технопарк наместе завода строить передумали…».Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость такой реорганизации образовательных технологий,когда дальнейшая узкая специализация будет осуществляться на базе разносторонних знаний и умений, закладываемых на каждом этапе жизненного пути каждого гражданина нашей страны во имя её дальнейшего процветания.

Ссылки на источники1.Дуальное образование: Президент одобрил пермский опыт/ И. Суворова// Профессиональное образование. Столица 2014. № 6. С. 122.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. С. 6266.3.Исмагилов Р.М. О формировании конкурентной среды процесса обучения. / Конкурентоспособность региональной экономики/ Вестник фил. ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 82007. С. 325 –328.4.Новиков А.М. О структуре компетенций./ А.М. Новиков// Специалист. 2014. № 1. С. 27.5.Исмагилов Р.М. Совершенствование корпоративной культуры организации в условиях функционирования системы менеджмента качества. / Р.М. Исмагилов // Омский научный вестник, ОмГТУ, 2012. –С. 8083.6.Сорокина, Н. Д. Управление новациями в ВУЗах (социологический анализ): науч. моногр. / Н. Д. Сорокина//–М.: Канон +; РООИ Реабилитация, 2009. 255с.7.Лейбович А.Н., Волошина И.А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. / Под общей ред. А.Н. Лейбовича:Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов. –М.: АНО «НАРК», 2014. –М.: Издательство «Перо», 2014 –132 с.8.Исмагилов Р.М. О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области.//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54264. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54264.htmlГос. рег. Эл № ФС7749965.ISSN2304120X/Дата обращения: 30.09.2014.

По данным Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнут 57 востребованных сегодня профессий. Их место займут 186 других, в числе которых - ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Кто подготовит профессионалов, которые всего через несколько лет окажутся в первом составе специалистов будущего? Как разработать единый подход обучения?
Этот вопрос обсуждался в Московском институте открытого образования в рамках круглого стола «Конвергентное образование для будущего». Москва первой сделала важные шаги в достижении цели. «Курчатовский проект», «Медицинские, инженерные классы» - это основа нового подхода к обучению. Школы, участвующие в этих проектах, оснащены оборудованием, позволяющим изучать медицину, инженерное дело, робототехнику, физику не в теории, а опытным путем.
- Партнерские отношения с ведущими вузами, промышленными предприятиями и производственными площадками нашей страны развиваются школами, для того чтобы ребята могли делать проекты под руководством ученых, инженеров, практиков и получить представление о компетенциях будущего уже сейчас, - говорит директор школы №2030 Наталья Рябкова. - В их школьной конвергентной лаборатории разрабатываются автомобиль с удаленным доступом и проект «Современная космонавтика».
Не только школы, но и колледжи столицы предлагают новые векторы образования.
- Междисциплинарная интеграция, системно-деятельностный и метапредметный подходы - основа новой модели обучения, - считает директор московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Наталья Седова.
Здесь в рамках социального партнерства студенты принимают участие в деловой игре на базе аэропорта Домодедово, где создается имитация реальных производственных процессов, и ребята соревнуются с представителями своей будущей профессии в выполнении четко определенных задач. Большинство из них становятся победителями и призерами национального чемпионата WorldSkills, международных и городских соревнований.
Доцент кафедры автоматизации проектирования и дизайна Института информационных технологий и автоматизированных систем управления МИСиС Антон Аристов предлагает рассматривать IT-технологии как ядро конвергентного образования при конкретном подходе к обучению школьников. В ходе круглого стола он представил программы, реализуемые на базе вуза, которые будут интересны учителям дополнительного образования.
Как отметила начальник отдела дополнительного профессионального образования Московского центра технологической модернизации образования Светлана Герман, основная цель конвергентного обучения - формирование у обучающихся способности к самостоятельному мышлению и познанию, создание целостной картины окружающего мира.
Системное мышление, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность - это те навыки, которыми должны будут обладать наши выпускники. И, возможно, представленные в ходе круглого стола анализ и проекты образовательных комплексов Москвы окажутся в основе нового единого «Конвергентного образования для будущего».

Пресс-служба Московского института открытого образования

Читайте также: