Игры с рифмами для детей. Словесно – логическая игра «Рифмушки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

г. Североуральск

Дидактические игры

«РИФМОЧКИ – НЕРИФМОЧКИ»

Подготовила:

Л.В. Кезик

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли – слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Добрый слон»

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки»

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…( мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем»

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,… (далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка,

шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка,

кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок,

ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют

слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

    В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

    Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик) .

    Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

    Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

    В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

    Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

    Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

    Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -… (варан).

    Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же …(гол).

    На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

    Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит -…(точка).

    Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде …(толк).

    В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

    На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

    Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

    Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

    Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом …(пальчик).

    В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский … (жук).

    Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

    В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей …(журчал).

    Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся …(жутко).

    Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

    Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

    В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

    Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел …(жучок).

    Закричала громко баба-

Испугала её -… (жаба ).

    В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен …(мир).

    На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…(жетон).

    Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

    Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка …(Лора).

    Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -… (брошка).

    Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

    Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали …(бант).

    Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит …(ранка).

    Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто …(мыл).

    Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу …(нёс).

    Подарили Рэму дудку,

И сторожевую …(будку).

    У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий …(голос).

    Клич победный издал вождь,

Не помеха ему …(дождь).

    Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

    Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

    Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

    Картину написал творец,

Изобразил на ней …(дворец).

    Соловья неслышно трель,

Заглушает её… (дрель).

    Видел я чудесный сон,

Что поехал я на …(Дон).

    Тёмная настала ночка,

Засыпает моя …(дочка).

    Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты …(тапки).

    Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

    Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге …(торт).

    Не нужны солдату санки,

Изучать он будет …(танки).

    Случай приключился раз-

Перевернули медный …(таз).

    Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

    Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

    Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

    Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

    Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

    На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…( русак).

    Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша ).

    Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

    Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала …(кровь).

    Привёз корабль спортсменов в порт,

Отправились они на …(корт)

    На столе осталась крошка,

Покормила птичек …(Прошка).

    Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи …(розы).

    Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

    На скачках выступали кони,

Катали в парке детей …(пони).

    Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой …(рот).

    На столе лежала пышка-

Запах уловила …(мышка).

    В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

    Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно …(шапка).

    Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков …(ветки).

    Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

    Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш …(Рекс).

    Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке …(репку).

    В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и …(карта).

    На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет …(каску).

    Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

    Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

    С неба падала вниз капля,

Не боится её …(цапля).

    Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале …(тройка).

    Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

    Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее …(голод).

    Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

    Замедляя время ход,

От нас уходит старый …(год).

    Цветёт весною пышно хмель,

На него садится …(шмель).

    Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

    Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него …(венок).

    Жил на свете великан,

И у него был …(пеликан).

    Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

    В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

    У пограничников есть пост,

Под охраной у них …(мост).

    Называет Иру папочка:

« Моя дочка -… (лапочка)».

    Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

    Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке »…(диски).

    Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко …(губы).

    Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

    Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

    На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

    Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

    Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро …(смыл).

    На окне сидела кошка

И мяукала …(немножко).

    Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

    Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики …(повёз).

    На большой зелёной ветке

Сидят белочкины …(детки).

«Слово - рифма»

Попросите ребенка помочь сочинить коротенькие стишки. Произносите слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с малышом (ему нужно предложить на выбор 2 слова).

Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая…

К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина».

Примеры двустиший:

    Мы купили кошке , К празднику (Бантик, сапожки)

    Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему (Курточку, штанишки)

    Постираем мы сейчас, Нужно мыло, нужен (Порошок, таз)

    У моей сестрички Длинные… (Косички, хвостики)

    На болотной кочке выросли… (Ягодки, грибочки)

    Побывали мы в лесу, Увидали там… (Медведя, лису)

    Села у окошечка , Серенькая… (Кошечка, собачка)

    У меня тяжелый груз, Я несу домой… (Яблоки, арбуз)

    Баю, баиньки, не плачь, Я куплю тебе… (Пирожок, калач)

    Подарили мишке , К Дню рожденья (Машинку, книжки)

    Слезы льются у Оксанки, У нее сломались (Лыжи, санки)

    Пес козе принес букет - Сытный будет ей… (Ужин, обед)

    Укусила кису муха, И болит у кисы … (Лапа, ухо)

«Подбери рифму без картинок»

Котик - (бегемотик - животик)

дом - (лом, ком, сом, том)

капуста - (пусто, мангуста)

игрушка - (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок - (бочонок, лисенок)

ласка - (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Воспитатель: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

в загадках:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

в считалках:

Тады – рады - тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады - толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады - тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады - тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады - тышка,

Выходи, трусишка!

в дразнилках:

Жадина - говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится -

Тот рыжий таракан.

Комплекс игровых заданий и упражнений из серии

«Подбери рифму»

    Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, а затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так моток – каток – поток

Ток – тук – так батон – бутон – бетон

Бык – бак – бок будка – дудка – утка

Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном клетка – плётка – плёнка

    Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – буфет – букет – буфет

Дудка – будка – будка – будка

    Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак – так – бак – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

    Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

    Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на УШКО, Сказки разные … (перина , подушка , рубашка)

Ой, ребята, верь, НЕ ВЕРЬ – От меня сбежала … (кошка, дверь , стенка )

Сказала дверь: «Мой ДОРОГОЙ! Не открывай меня …» (плечом, коленом , ногой )

От грязнули даже СТОЛ, Поздним вечером … (сбежал , ушёл , ускакал)

Две лисички, две СЕСТРИЧКИ, Отыскали где-то … (спички , щётку, ножик)

Опустела МОСТОВАЯ, И уехали … (автобусы , трамваи , такси)

Говорила мышка МЫШКЕ: - До чего люблю я … (сыр, мясо , книжки )

Сел в машину верный ПЁС, У него в чернилах … (лапа, шея , нос )

В выходной пошли КУДА-ТО, Мама, папа и … (детишки , ребята , малыши)

Катя Лену просит ДАТЬ, Краски, карандаш, … (ручку , тетрадь , книгу)

    Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте не ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки, Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!» - Отвечает … (грузовик)

Мы собрали васильки, На головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи … (туч)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша … (кошка)

    Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …

На крючок в реке попал? … Может всё, хоть ростом мал?

(Слова для постановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачку дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - … Зеленеет на окне …

Волейбольная висит … Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Я опять задачу дам – всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот? … Детям мамочка плетёт? …

С гор спускается, течёт? … Что за скользкий, ровный лёд?

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

    Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

фантик – бантик, лифт – банан, манка – банка, кабина – фонтан, винт – бинт, кошка – мошка, крупа – молоко, коса – ковёр.

    Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно:

палка – селёдка и палка – скакалка; мышка – шишка и мышка – кошка; гном – дом и гном – дам; моряк – казак и моряк – Марина; качели – лимонад и качели – карусели.

    Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:

Не случайно у сестрички, С фантиками (бантиками) две косички.

Пёс Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный зуб (суп).

Испугалась, плачет внучка – Укусила её ручка (Жучка).

    Рифмобол.

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка …

    Рифма – помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:

Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ)

На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ)

Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)

По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день, В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК)

На себе везёт непрытко, Домик собственный … (УЛИТКА)

    Рифма – обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)

    Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:

Топор, шар. Топоры – шары.

Банка, танк. Банки – танки.

Флаг, утюг. Флажок – утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка.

«Загадки-рифмовки»

Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они не только будят фантазию и воображение, но помогают получить первые представления о рифме. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.

Для ребят помладше:

    Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

    У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

    В реке большая драка: поссорились два… (рака)

    Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

    Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)

    Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок)

    Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)

    Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)

Для ребят постарше:

    Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)

    "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
    И покраснела… (божья коровка)

    Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)

    Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
    Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)

    Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
    Что это за диво? Это же… (крапива)

    В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
    Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)

«Загадки-обманки»

После того, как малыш будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что по- труднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

    С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)

    Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)

    Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая... лисица (белка)

    Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)

    В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)

    Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)

    Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)

    На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)

    В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)

    Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар:
    ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)

    По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)

    Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)

    По горной круче проходил обросший шерстью …крокодил (козёл)

    Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)

    Под луною песню петь сел на веточку…медведь (соловей)

    Фрукты хоботом берёт толстокожий …бегемот (слон)

    К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поёт
    Старательная…муха (пчела) и собирает мёд.

    Клубком свернулся – ну-ка тронь! Со всех сторон колючий…конь (ёж)

    Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул…слон (кенгурёнок)

    Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей…петух (лев).

Игра «Доскажи слово»

Цель: упражнение детей в изменении глагола по родам.

Маша в гости к нам …(пришла).

Нас с тобой она…(нашла).

Петя в гости к нам …(пришел).

Нас с тобой он здесь… (нашел).

Счастье в гости к нам…(пришло).

Нас с тобой оно…(нашло).

Цель: упражнение детей в согласовании существительных с числительными.

    меня есть два банана. Любит есть их обезьяна.

    меня в большой корзинке, Есть две маленьких малинки.

    тебя банана…(два).

    морковка лишь…(одна). У тебя малинки…(две). Одна тебе, другая

    мне.

Возле дома во дворе

Друга два, подружек…(две).

Ну а солнышко…(одно).

Светит ярко нам в окно.

Сколько булочек в корзинке? …(две).

    конфет в руке у Зинки?

    ...(две). Сколько на столе бананов? …(два).

    бутылок лимонада? …(две).

Ну, а сколько здесь печенья? …(два).

Сколько банок здесь варенья? … (две).

Сколько плиток шоколада? …(две).

    в коробке мармелада?... (два).

    котлет на блюде этом? …(две). Книг написанных поэтом? …(две). Сколько глаз у тети Розы? …(два). Сколько веточек мимозы? …(две)

Сколько мальчиков у нас?…(два).

Сколько девочек у на?…(две).

Сколько зайцев здесь у нас?…(два).

    зайчих у нас здесь?…(две). Сколько козликов у нас? …(два). Сколько белочек у нас?… (две). И барашков тоже?….(два).

И овечек тоже?…(две).

Ну, а сколько поросят? …(двое).

А, вот, сколько здесь котят? …(двое).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении приставок.

Мы с тобой подпрыгнем.

Через ямку …(перепрыгнем).

На скамеечку…(запрыгнем).

Из коробки…(выпрыгнем).

Мы с тобой пойдем,

    это здание…(войдем). И за линию …(зайдем).

    обуви…(пройдем).

Мы быстро побежим

    за дом мы …(забежим). Мы к забору…(подбежим).

    от Коли …(убежим).

Мы конфеты принесли.

Через стол…(перенесли).

Из столовой …(вынесли).

И от вас их …(унесли).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении окончаний имен существительных во мн. числе.

Адрес – (адреса).

Чудо - … (чудеса).

Берег -…(берега).

Вечер - …(вечера).

Поезд - …(поезда).

Провод - …(провода).

Сторож - …(сторожа).

Цель: правильное использование предлогов.

Вот идет гном

Он зашел …(в дом).

Ресничками моргнул

    сел он …(на стул). Посмотрел кругом, А кошка … (под столом). Крикнул он «Кис-кис!», А кошка … (на карниз). Птица тут одна Летала … (у окна).

    она потом

Залетела … (в дом).

Рассердила гнома,

Выгнал он ее … (из дома).

Гном ушел спать

    лег он … (на кровать). А где же его кошка?

Спит рядом … (у окошка).

Теория

Чем хороши рифмовки? Рифмовки, в частности «Доскажи слово», - это игра. Лексико-грамматическое оформление речи или автоматизация произнесения звуков речи без игры весьма скучна для ребенка. А игровая рифмовка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к игровым упражнениям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.

Практика

Игра «Доскажи словечко»

    Вариант. (Используется на начальных этапах знакомства детей с рифмовкой.) Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он старается, добиваясь

рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишье во всех трех вариантах.

    Вариант.

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, по смыслу назвать последнее слово без вариантов сразу.

Носит кто большущий рог

Ну, конечно, ... (носорог, бульдог, бегемот)

Тара-тара-тара-рам

Так звучит наш... (барабан, гармонь, скрипка)

Круглый,. сладенький на вкус

Наш зелененький... (яблоко, арбуз, киви)

Нет прекрасней красоты

Чем садовые... (бабочки,цветы, лейки).

Кто слонихе шлет поклон?

Ну, конечно, это... (дельфин, слон, белка)

Грациозно по дорожке

Ходит ласковая... (кошка, обезьяна, крокодил)

Столько слез и столько мук,

Когда мама чистит... (картофель, морковь, лук)

У коровы есть ребенок

Это маленький... (теленок, поросенок, зайчонок)

В небеса она стремится

Ну, конечно, это... (Бабочка, шарик, птица)

Вся в иголках тихо-тихо

Под кустом сидит... (ежиха, лиса, заяц)

Веселится детвора

Значит началась...(викторина, праздник, игра)

Полевой цветок -

Голубой... (василек).

Жужжит, мешает слуху

Назойливая... (муха).

Мед приносит всем она,

То работница... (пчела).

Ночью светит всем она –

Это желтая... (луна).

Завтра будет день опять,

Будем мы с тобой...(гулять).

    облаков привет нам шлет Пассажирский... (самолет). Падают на травку капли, По болоту ходит... (цапля). Я сижу на лавочке, Вокруг порхают...(бабочки). Роет землю мужичок - Это длинный... (червячок).

Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка, способствует формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в короткий срок.

5

Теория

Фонематические рифмовки

Фонематические рифмовки – это система тренировочных упражнений в стихотворной форме, позволяющая значительно активизировать речевую деятельность ребенка, направленная на автоматизацию произносительных навыков отдельных звуков, слов речи.

Цели использования фонематических рифмовок:

    развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

    активизация лексико-грамматической структуры устной речи;

    автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов в речи;

    работа над просодической стороной речи (темп, ритм, паузы, дыхание, интонирование, ударение);

    выражение эмоций и развитие творческих способностей.

Фонетические рифмовки могут сочетаться с фонетической ритмикой и движениями в ходе произношения слогов, словосочетаний и специальных двустиший, четверостиший, для обработки произношения тех или иных звуков.

Практика

Игра "Веселые стихи»

Цель данных рифмовок: провести коррекцию речи, а именно автоматизацию уже поставленных звуков, в доступной для детей форме – игре.

1-ый вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

Детвора, (ра-ра-ра)

Всем пора. (ра-ра-ра)

Все идут, (ут-ут-ут)

    поют. (ют-ют-ют)

А сейчас (час-час-час) Только час. (час-час-час) Красота. (та-та-та) Чистота. (та-та-та)

Мы пошли (ли-ли-ли)

    нашли. (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин) Мандарин. (ин-ин-ин) Хорошо (шо-шо-шо)

    смешно. (но-но-но) Мы пришли (ли-ли-ли) Принесли (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин)

6

Мандарин. (ин-ин-ин)

2-ой вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети два раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

ВЕСНА

Ручеек журчит, бежит, (ит-ит).

Солнышко сюда спешит, (ит-ит)

Скоро соловей споет - (ет-ет)

Это к нам весна идет (ет-ет).

ЛЕТО

Распахнули мы окно (но-но).

Лето рыжее вошло (ло-ло)

Разноцветным стал лужок (ок-ок)

Загорает мой дружок (ок-ок)

ЗИМА

Все кругом белым-бело. (ло-ло)

Много снега намело. (ло-ло)

    валеночках я иду (ду-ду) По холодному по лду. (ду-ду)

ОСЕНЬ Падают листочки, (ки-ки)

Вянут все цветочки. (ки-ки) Осень к нам пришла. (ла-ла) Дождик принесла. (ла-ла)

3-ий вариант

Воспитатель зачитывает незаконченную рифмовку. Ребенок старается, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. Далее, когда дети выучат рифмовку, один ребенок (по усмотрению воспитателя) может читать, а остальные договаривать слово.

Например, рифмовки на автоматизацию звука «Ж»

Цель: автоматизация звука «ж»

Зажужжал и сел на сук

Ранним утром майский …(жук).

Не заставил долго ждать,

Стал он песенку … (жужжать).

Несет блюдо, вилки, нож

К ужину колючий еж.

За столом ждут медвежата

И колючие … (ежата).

7

Медвежонок неуклюжий

Не проходит мимо … (лужи).

Танец на воде он свой закружит

Лапой топает по … (луже).

Сидя в луже, ест он грушу.

Любит мишка чудо- …(лужу).

Цель: автоматизация звука «р»

Повстречала как-то краба

    озере квакунья …(жаба). Стала краба обнимать, А краб клешней ее … (сжимать). Стала жаба тут кричать:

«Жаб не нужно … (обижать)!

Теория

    упражняла своих воспитанников, используя рифмовки, в средней и старшей группе. В подготовительной группе я попыталась дать детям возможность стать моими соавторами. Но перед тем как предложить детям самим поучаствовать в подборе рифм, поупражняла их с помощью игры «Найди лишнее слово по звучанию».

Например, если заданная рифма будет заканчиваться на слог «ко», «ок», «жу» или «жа», то можно детям предложить следующие слова.

Практика.

Игра: «Лишнее слово по звучанию».

Цель: развитие фонематического слуха.

Сначала рекомендуется упражнять детей, используя легкие варианты, затем – сложные.

Легкие варианты:

Высоко, глубоко, молоко, хорошо;

Цветок, мотылек, теремок, бегемотик;

Держу, сижу дружу, хочу;

Сторожа, ежа, ужа, игла.

Сложные варианты:

Высоко, глубоко, хорошо, молоко;

Цветок, мотылек, бегемотик, теремок;

Хочу, держу, сижу дружу;

Сторожа, ежа, игла, ужа.

Теория

Далее я называю слоги, на которые дети сочиняли рифмовки.

Практика

Например, заданный слог «-ко».

Ко-ко-ко, в нашей речке глубоко;

Ко-ко-ко, по утрам пьем молоко;

Ко-ко-ко, светит солнце высоко.

Например, заданный слог «-ок».

Ок-ок-ок, катится к нам колобок;

Ок-ок-ок, у нас дома есть цветок;

Ок-ок-ок, стоит в поле теремок;

Ок-ок-ок, там летает мотылек.

Например, заданный слог «-жу».

Жу-жу-жу, я в руках цветы держу;

Жу-жу-жу, я в окошечко гляжу;

Жу-жу-жу, я секрет вам не скажу;

Жу-жу-жу, свой рисунок покажу.

Например, заданный слог «-жа».

Жа-жа-жа, я в лесу нашла ежа;

Жа-жа-жа, не боимся мы ужа;

Жа-жа-жа, ходят ночью сторожа;

Жа-жа-жа, сладкого бы мне коржа.

8

Игра «Бывает – не бывает»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации:

    Кошка варит кашу.

    Папа ушел на работу.

    Поезд летит по небу.

    Человек вьет гнездо.

    Собака хочет есть.

    Почтальон принес письмо.

    Зайчик пошел в школу.

    Яблоко соленое.

    Бегемот залез на дерево.

    Шапочка резиновая.

    Дом пошел гулять.

    Туфли стеклянные.

    На березе выросли шишки.

    Волк бродит по лесу.

    Волк сидит на дереве.

    В кастрюле варится чашка.

    Кошка гуляет по крыше.

    Собака гуляет по крыше.

    Лодка плывет по небу.

    Девочка рисует домик.

    Домик рисует девочку.

    Ночью светит солнце.

    Зимой идет снег.

    Зимой гремит гром.

    Рыба поет песни.

    Корова жует траву.

    Мальчик виляет хвостом.

    Хвост бежит за собакой.

    Кошка бежит за мышкой.

    Петух играет на скрипке.

    Ветер качает деревья.

    Деревья водят хоровод.

    Писатели пишут книги.

    Строитель строит дом.

    Шнурки идут за ботинками.

    Мама готовит обед.

    Птичка поет песенки.

    Водитель водит троллейбус.

    Вода горячая.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что4-6 год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой языковой одарённости, особой восприимчивости к языковой стороне речи. Очень важно уделять внимание развитию творческих способностей детей.

Большинство исследователей подчёркивают необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова.

Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям: дидактические игры и упражнения, игры-соревнования, знакомство с устным народным творчеством и художественной литературой, развитие воображения, овладение средствами языковой выразительности и т.д.

Дидактические упражнения, игры

В процессе выполнения различных дидактических упражнений, игр дети знакомятся с рифмой.

Игры “Подскажи словечко”.

Дошкольники учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. В подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который дошкольники должны произнести чётче, чем другие звуки.

Игра “Звуки поменялись местами”.

Способствует развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).

Стихотворения, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие.

Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дошкольники упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание, фонематический слух.

Игровые упражнения по развитию моторики сопровождаются чтением стихов-потешек. Читая стихотворение, дети поочерёдно разгибают пальчики - сначала на левой руке, затем на правой.

Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.

Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Игры-соревнования

Вариант 1.

Ведущий читает стихи и объясняет задания.

Две птицы необычные
Есть на столе моём
И, если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А, чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц-
Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -
Весьма нелёгкий труд.
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,
Другая сразу гость и трость.
Одна достала слово слон,
Другая звон и телефон.

На доске прикреплены картинки с нарисованными предметами. Внизу написано название предмета. Красным цветом выделены окончания. Они помогут вам найти рифму.

Рядом на столе лежат картинки с рифмами-парочками. Каждый участник должен найти рифму-парочку и прикрепить её к нужной картинке.

Например: машина-малина, гребешок-петушок. У этих слов одинаковые окончания. Они выделены красным цветом. Читающие дети могут пользоваться текстом.

Вариант 2.

Правильно подобранные карточки-рифмы совместить друг с другом и придумать по ним двустрочие или весёлую сюжетную историю.

Например:

1. Громко выстрелила пушка
И подпрыгнула лягушка.

Дети могут придумать свои парочки-рифмы и нарисовать их.

Можно подбирать рифму просто к словам.

Подобрав рифму, дети пытаются составить четверостишие.

Знакомство с устным народным творчеством

Загадка-это иносказательное выражение, которое нужно отгадать. Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, другими предметами, людьми; задумывались о похожести и придумывали иногда весёлые, иногда грустные, иногда шутливые загадки. Каждая загадка включает в себя тайный, иносказательный смысл. Эти загадки сочинялись для того, чтобы научить сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучали как стихи, некоторые выглядели как рисунки.

Старые загадки, которые давным-давно сочинил русский народ.

Загадки к рисункам: без окон, без дверей, полна горница людей.

Скрытый смысл: в закрытом домишке много семечек, как людей..

Отгадка-огурец. Если его разрезать пополам, то можно увидеть “стеночки” дома, а в нём много-много народа - семечек огурца.

Фантазия и образ

Необходимо учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность. Ложь-это обман, а фантазия-вымысел. Фантазировать - значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделить то, что может реально существовать, самыми невероятными способностями или особенностями.

Можем ли мы вообразить, что кисточка из коробочки с красками сейчас заговорит с нами человеческим голосом? Какой это будет голос? Высокий или низкий?

О каких литературных произведениях говорят, что они - ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок?

Какие сказочные образы не существуют в реальности? (Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший)

Какие сказочные обрзы могли бы существовать в действительности? (Алёнушка, Серый волк, Красная шапочка)

Педагог предлагает детям послушать стихи.

Я валяюсь на траве.
Сто фантазий в голове.
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
Ежик резиновый шёл и посвистывал
Дырочкой в правом боку. (Ю.Мориц)

Вопросы для общения.

  • Это правда, вымысел?
  • Какой образ ежа мы увидели в этом стихотворении?
  • Может ли такое случиться на самом деле? (нет)
  • А если случится, то где?

Интонационное оформление высказываний дошкольников.

В целях успешной коммуникации особое значение приобретает овладение средствами языковой выразительности.

Дети младшего дошкольного возраста активнее используют интонационные средства, чем дети старшего дошкольного возраста. Это означает, что чувствительность к интонации с возрастом снимается.

Интонационная выразительность может быть сформирована у дошкольников при соблюдении следующих условий:

Развитие речевого слуха и дыхания;

Развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

Овладение произвольной, осознанной выразительностью при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

Выявление особенностей ориентировки старших дошкольников на смысловую сторону высказывания должно способствовать овладеванию осознанной выразительностью;

Работа над интонационным оформлением высказываний.

Детям предлагают задания: произнести скороговорку, произнести фразу, закончить фразу.

Дети произносят скороговорку: “Тридцать три вагона в ряд тараторят-тарахтят”. Сначала быстро, затем медленно, тихо,громко, шепотом.

Фразу “Я пойду в школу” надо передать с разной интонацией: радостно,удивлённо, вопросительно.

Следующее задание - дети придумывают окончание фразы складно.

Фраза “Ёжик-ёжик, где гулял?”

Примеры ответов:

На полянке играл.

На траве грибы искал.

По лесам и по горам.

По поляночке скакал.

Я малину собирал.

Я грибки искал.

Я в лесу грибы собрал.

Я в леске играл.

Я на полянке загорал.

Я грибочки собирал.

Где корзинку потерял?

Я в лесу на пенёчке отдыхал.

Я в лесу грибы искал.

С тучкой я играл.

Медвежонка я искал.

Список использованных источников

  1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного образа.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
  4. Филичева Т.Б, Основы логопедии.
  5. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации.
  6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке.

Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра .

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад — несклад».

Цель:

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.

Цель: сформировать представление о рифме

Задачи:

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материалы и оборудование : мяч, карточки из книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

1. Речевая разминка

Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Мы в слова играем - вместе сочиняем ,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши , веселимся от души!

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки.

И разучивают новые:

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер -

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

2. Речевая ситуация

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Да ладоши не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей (лей-лей)

Сколько времени сейчас (час-час)

Сколько будет через час (час-час)

И неправда, будет два (два-два)

Думай, думай, голова (ва-ва)

Как поет в селе петух (ух-ух)

Да не филин, а петух (ух-ух)

Вы уверены, что так (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

(ведущий держится за ухо)

Или может сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

(ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас? (нас-нас)

(ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда (да-да)

Или только иногда (да-да)

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (-)

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

После этого дети находят рифму встихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

Ели

Ели на опушке-

До небес макушки -

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

Ванечка - пастух

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг -

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу -

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Сегодня я хочу вам рассказать об очень простых и веселых, но в то же время полезных играх, в которые мы любим играть с сыном. Это игры в рифмы. Как и многие речевые игры, их можно включать в повседневное общение, так что они идеально подходят для занятых мам.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети 3-5 лет очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность.

Учите детей находить слова, которые рифмуются между собой. Попробуйте вместе сочинять 2-3 рифмованные строчки об объектах окружающего мира, нарисованных на картине или описанных в книге.
В повседневной жизни, будто случайно, используйте рифмованную речь, можно даже рифмовать обычное слово с придуманным. Дети любят нелепые и смешные слова. Например, ладошка — тримпампошка, сушка – бумбушка:) Мой сын около 2,5 стал активно придумывать вот такие смешные рифмы к словам, думаю, что это первый шаг к созданию настоящих рифмованных текстов.
Обязательно читайте стихи разных стилей и авторов. Когда стихотворение ребенку знакомо, попробуйте делать паузу перед последним словом в рифмованной фразе, скорее всего ребенок быстро начнет заканчивать фразу.
Вот небольшой обзор поэтов, на которых стоит обратить внимание мамам детей от года:
Самуил Маршак
Корней Чуковский
Агния Барто
Сергей Михалков
Михаил Яснов
Эмма Мошковская
Даниил Хармс
Борис Заходер
Ирина Токмакова
Валентин Берестов
Андрей Усачев
Юнна Мориц
Ирина Пивоварова
Вадим Левин
Виктор Лунин

Еще больше приемов и игр на развитие воображения вы найдете в книге .

Попробуйте поиграть с вашим малышом в рифмы и расскажите в комментариях, что у вас получилось.

Читайте также: